31.05.2017 2238

Если родителям стыдно за оценки ребенка

Автор - врач терапевт

Диденко Владимир Андреевич

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Конец четверти, триместра, года — все родители с нетерпением ждут окончания учебного периода у ребенка. И дело не только в приближении каникул, счастливого времени, когда можно будет отдохнуть от учебы. Итоговые оценки дадут понять, как шло обучение ребенка в течение этого времени. Для кого-то новости будут радостными, для кого-то печальными. А некоторые родители произнесут: «Мне стыдно за его оценки».

Сложные отношения с учебой

Сложные отношения с учебой

Современные родители уделяют очень большое внимание тому, насколько успешны в учебе их дети. Обучение не заканчивается стандартной школьной программой — это теперь необходимый и, как правило, недостаточный минимум. Родители стараются устроить детей в школу с углубленным изучением какого-либо предмета, записывают на дополнительные занятия, нанимают репетиторов уже в начальной школе. Развитие информационных технологий предлагает все больше вариантов для дистанционного образования и контроля за ходом обучения ребенка, даже когда родителей нет рядом.

С одной стороны, это хороший признак развития общества. Согласно теории Маслоу о пирамиде потребностей, человечество уже не беспокоится о хлебе насущном и крыше над головой — оно базовыми определяет уже более высокие материи. Еще пару десятилетий назад родители оценивали уровень благосостояния семьи по тому, насколько упитанны и хорошо одеты дети. Теперь же хорошими родителями считаются те, чьи дети получают качественное образование, кто поддерживает гармоничные, основанные на доверии отношения в семье.

Но при изменении базовых потребностей довольно часто случаются перегибы. Иногда современные родители настолько сильно концентрируются на успешности обучения ребенка, что хорошие оценки становятся самоцелью. Причем даже «четыре» объявлено плохим результатом. Современные родители гордятся только ребенком, побеждающим в международных олимпиадах. Ну, а что же происходит, если успехи в школе у ученика весьма скромны? Что, если дети вовсе отказываются стараться учиться лучше? Вот тогда родители и произносят эту фразу: «Мне стыдно за такие твои оценки».

Учатся дети, учатся родители

Учатся дети, учатся родители

Стоп-стоп. Здесь важно понять принципиальную вещь. Чувство стыда не может быть вызвано чьими-то чужими поступками, ибо по определению оно отражает отношение к собственным деяниям. Человеку стыдно, когда он понимает, что сделал нечто предосудительно, то, что он сам оценивает плохо. Значит, дело не в том, что ребенок в очередной раз принес двойку или не выполнил домашнее задание. Родители таким образом выражают отношения не к знаниям школьника, они негативно оценивают себя как родителя. Это они не справились в учебным процессом — не смогли объяснить важность учебы, не смогли найти нужные слова для мотивации, не смогли проконтролировать, не нашли дополнительные ресурсы.

Но признаться самому себе в промахе, да еще в такой значимой области, довольно сложно. Поэтому автоматически вина перекладывается на того, кто еще есть в этой ситуации, как правило, им оказывается нерадивый ученик. Все выглядит логично — ведь это же его учеба, она нужна ему самому, чтобы в будущем стать успешным. Это он не справился со своими обязанностями. Здесь важно отделять личное пространство ответственности родителей от пространства ребенка. Да, это он должен учиться. Но ребенок никак не может быть обязан учиться только хорошо и никак иначе. Объяснить, донести до него необходимость усилий должны взрослые — родители и учитель. И уже дальше от отношений между ними зависит, воспримет ли ученик их аргументы. Также немаловажный фактор — дети разные, и интеллектуальные способности у всех разные. Кроме того, есть индивидуальные темпы созревания познавательной способности у каждого ребенка.

Все это вместе делает невозможным одинаково отличное усвоение материала для всех без исключения детей — некоторые не могут учиться отлично, даже если стараются. Совокупность этих обстоятельств дает понять, что чувство стыда у родителей в данной ситуации — не более чем психологическая манипуляция. Они перекладывают свои комплексы недостаточно хорошего родителя на ребенка, если он таков, какой есть, и это не соответствует ожиданиям. Родители должны вспомнить — это ребенок учится, а не они. Это его ответственность, а не чья-то вина.

Должны ли родители контролировать?

Так что же делать, чтобы убрать ложное чувство вины из отношений между родителями и детьми в ситуации с обучением? Неужели пускать все на самотек? Конечно, нет. Важно разобраться в сути проблем и определить для себя реальные цели. Причем делать это нужно постоянно, так как с каждым классом отношения ребенка и учебы будут меняться. Хорошие родители контролируют тенденции в обучении ребенка. Вот стала снижаться успеваемость. Что произошло? У ребенка появилось какое-то новое увлечение, и ему лень тратить время на уроки? А может, просто остался непонятен материал? Или его напрягают отношения в классе? Все это немаловажные факторы, и каждый из них требует своего отдельного подхода к решению.

Если ребенку сложно учиться

Если ребенку сложно учиться

К сожалению, приходится констатировать, что довольно многим современным детям и в самом деле учиться сложно. Это подтверждают логопеды — теперь эти специалисты работают в каждой школе, и их группы переполнены. Логопедические проблемы особенно часто встречаются именно у школьников, и они не имеют никакого отношения к произношению звуков, легко поправимому практически в любом возрасте. Это сказываются последствия информационной нагрузки на человека — детям трудно воспринимать информацию в мире, где ее так много, и нужны высокие темпы усвоения. Плохая успеваемость в школе — прямое следствие таких затруднений.

Вот уж в этой-то ситуации ребенок не виноват точно. Он не может управлять деятельностью своих нейронов, он может только проявлять большую или меньшую работоспособность. И редкий маленький ребенок с радостью согласиться в течение нескольких лет снова и снова усиленно работать, если результаты не очевидны ни ему, ни его родителям. Здесь взрослые должны проявить мудрость и терпение.

Возможно, стоит обратиться за помощью к специалистам. При этом надо понимать, что работа с логопедом-дефектологом может занять годы, и вовсе не обязательно в итоге получится отличник. Точно не стоит сравнивать школьника с его более успешными друзьями — это наглухо похоронит всякое желание стараться что-то изменить в ученике. Ребенок должен видеть в родителях опору, ему важно знать, что даже мельчайшие его достижения замечены и отмечены. Лучше этих отношений ничто не придаст воли к победе. Ну, а возможность родителей похвастаться оценками ребенка перед друзьями - ничто по сравнению с осознанием того, насколько же сильнее оказался их ученик по сравнению с теми, кому учеба дается без усилий.