Группы и компании: особенности общения детей и подростков

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Дети младшего школьного возраста начинают дружить организованно не по принципу общности игр, а по принципу общности интересов. Подростки уже формируют определенные субкультуры — носят одежду и слушают музыку, отличающую их от остальных. Школьные компании могут существовать от одного учебного года до нескольких лет и быть достаточно замкнутыми, не принимая туда новых детей, которые приходят учиться в этот класс. В результате новенькие чувствуют себя заброшенными и одинокими.

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Особенности дружбы детей в школе

Особенности дружбы детей в школе

В возрасте 11-13 лет дети в классе начинают образовывать группы, компании и «тайные общества». Причины для объединения могут быть самыми разными — любовь к определенному виду одежды, творчеству исполнителя или актера или общий стиль жизни. Группа может включать в себя от 3 до 6 человек. При снижении авторитета взрослых подростки ориентируются на мнение сверстников. Поэтому им важно чувствовать себя частью «семьи» — тайного братства или сестринства.

Деление детей на группы тоже является «уменьшенной копией» мира взрослых. Это позволяет школьникам понять свое место в школьной и общественной иерархии. В компании появляются первые секреты, делиться которыми можно только с самыми близкими друзьями. Опыт общения подростков в компании дает им жизненный опыт — верности, предательства интересов или потери друзей.

Если в классе уже сложилось несколько групп, то новенькому практически невозможно попасть в одну из них. Новый ученик в классе — всегда чужой, поэтому те, кто уже имеет свой устойчивый стиль общения и свои секреты, не примут его в компанию. Быть новеньким в классе всегда непросто — друзья уже «сами не заводятся», в лучшем случае, его не замечают, в худшем — травят.

Группы подростков и новый ученик

Когда новый ученик приходит в класс, он испытывает острую потребность в друзьях или подругах. Но сразу завести новых друзей не получается, поскольку класс «поделен» на компании детей, объединенные по своим признакам. Поэтому вместо дружелюбного отношения он встречает равнодушие и враждебность  — одноклассники просят его не садиться с ними, не ходить за ними и не подслушивать их разговоры. Причина одна — он чужой и к нему относятся с недоверием.

Компании девочек более консервативны, чем компании мальчиков. Мальчики принимают в свои «общества» новеньких более охотно, чем девочки. Ревность и соперничество также более характерны для девичьих групп. Мальчиков больше интересуют поступки, девочек — мысли, чувства и разговоры.

Разумеется, чувство одиночества и заброшенности не может не отразиться на настроении нового ученика в классе. Поэтому он чувствует себя обделенным, когда участники компаний идут к кому-то на день рождения, или между уроками образуется пауза. Ситуация, когда с сыном или дочерью никто не дружит, огорчает и родителей.

Лучшее, что может сделать новенький — это подождать некоторое время, и не пытаться наладить контакт слишком настойчиво. Компаниям, существующим не первый год, тоже требуется время на адаптацию к новому ученику. Спустя некоторое время он сможет завоевать доверие одноклассников, появится контакт и наладится общение. Но в первые дни и недели пребывания в новом классе необходимо внимательно присматриваться к одноклассникам и получать представление об иерархии в классе.

Как ребёнку наладить общение со сверстниками в группе?

Как ребёнку наладить общение со сверстниками в группе?

Одних родителей беспокоит влияние компании подростков на их сына или дочь. Настораживающих факторов достаточно много — от личностных качеств  одноклассников до странной одежды и употребления алкогольных напитков. Других тревожит невозможность ребёнка вписаться в коллектив.

Одни школьники умеют ориентироваться во взаимоотношениях одноклассников и понимают, как наладить общение со сверстниками, другим необходимо подсказать. Если ребёнок или подросток имеет разные интересы, приветлив  и уверен в себе, то стать «своим» в компании ему будет проще. Это произойдет не сразу, потому что ему необходимо время на адаптацию к классу.

Другим школьникам  необходимо набрать «очки», чтобы вписаться в новый коллектив. Не следует  пытаться «стать своим» с первых дней обучения в новом классе — это вызовет недоумение и отторжение со стороны компании. Для начала необходимо сохранять нейтралитет и не поддаваться на провокации «лидеров». Если новый ученик охотно идет на контакт, не хвастается и не ябедничает, то у него всегда есть шанс завоевать доверие одноклассников.

Детские «группировки» совсем не так прочны, как кажутся. В 11-13 лет школьники чувствуют, что «братство» и «сестринство» будут существовать вечно. Но практика показывает обратное — интересы меняются, школьники переезжают, ссорятся друг с другом. Вполне возможно, что участники распавшегося «тайного союза» подружатся с новым учеником, который к тому моменту станет уже «стареньким».

Умение общаться — один из важнейших навыков человека. Он особенно важен для ребёнка, поскольку детское сообщество более требовательно и более жестоко. Если взрослые подчиняются определенным нормам поведения, то, в отличие от них, школьники не скрывают своего презрения и подозрения к «чужакам». Поэтому ребёнку, готовящемуся к переходу в новую школу, необходимо учесть и это обстоятельство.

Излишняя навязчивость и слишком явное и настойчивое желание быть принятым в компанию — не самая лучшая стратегия поведения для новенького ученика. Но ему следует быть приветливым, вежливым и дружелюбным со всеми одноклассниками. Авторитет, доверие и уважение завоевывается не сразу. Если ребёнка по каким-то причинам привлекает определенная компания из класса, но ее участники отказываются принять его, то следует немного подождать. Вес в коллективе появляется спустя некоторое время, и, вполне возможно, что он и сам утратит интерес к конкретной группе.

Разумеется, в детском и подростковом возрасте авторитет в коллективе очень важен для школьника. Но не следует пытаться завоевать его слишком явно, не разобравшись в системе отношений среди одноклассников. Чтобы быть принять нового человека, любому коллективу необходимо некоторое время.

Читайте также

Особенности общения детей дошкольного возраста
Чувства и эмоции ребенка во время общения со сверстниками. Помощь родителей в налаживании контакта с окружающими.
Особенности общения ребенка с няней
На что следует обратить внимание? Какие вопросы стоит задать няне? Как ребенок может показать отношение няни к себе?
Как ребенку определиться с профессией?
Стоит ли родителям навязывать детям область их дальнейшей деятельности? Какие ошибки можно совершить, решая все за ребенка?
Ребенок-левша: особенность или недостаток?
Важно ли, чтобы ребенок умел пользоваться одинаково обеими руками? Что не нужно делать родителям левши?
Дети и их общение в коллективе
Смех, визжание, крики и жалобы – общение детей, эмоциональности которого может позавидовать любой взрослый.
Аменорея у девушки подростка: роль гормонов
У подростков возможны расстройства менструального цикла вплоть до аменореи, полного отсутствия выделений.
Опубликовано 30.11.2018 19:27, обновлено 17.04.2020 18:21
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Лекарства для химиотерапии: механизм лечения болезни

При выявлении онкологического заболевания в комплексе лечения нередко используют химиотерапию, что это?

Химиотерапия: что это такое?

Химиотерапия применяется для борьбы со злокачественными опухолями, расположенными в разных частях тела. Что же при этом происходит?

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Как укрепить иммунитет ребенка: полезные продукты питания

В детском возрасте иммунная система особенно уязвима. Чтобы укрепить детский иммунитет, нужно прежде всего наладить правильное питание.

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Цистит: из-за чего возникает и как его лечить

Цистит – воспалительный процесс, локализующийся в мочевом пузыре. Соблюдение мер профилактики поможет избежать развития заболевания.

Как усилить выработку желчи: продукты, напитки, приёмы

Эффективные и безопасные методы усиления выработки желчи в желчном пузыре. Как запустить образование желчи, чтобы кишечник хорошо работал.

Детокс в межсезонье: почему вам нужна осенняя программа детоксикации и где её проходить?

Осенняя перезагрузка: как детокс-программа поможет укрепить иммунитет перед холодами

Невирусный гепатит: как защитить печень

Мы привыкли относить гепатит к вирусным заболеваниям. Однако воспаление печени может быть вызвано вовсе не инфекцией