Дети младшего школьного возраста начинают дружить организованно не по принципу общности игр, а по принципу общности интересов. Подростки уже формируют определенные субкультуры — носят одежду и слушают музыку, отличающую их от остальных. Школьные компании могут существовать от одного учебного года до нескольких лет и быть достаточно замкнутыми, не принимая туда новых детей, которые приходят учиться в этот класс. В результате новенькие чувствуют себя заброшенными и одинокими.
Особенности дружбы детей в школе
В возрасте 11-13 лет дети в классе начинают образовывать группы, компании и «тайные общества». Причины для объединения могут быть самыми разными — любовь к определенному виду одежды, творчеству исполнителя или актера или общий стиль жизни. Группа может включать в себя от 3 до 6 человек. При снижении авторитета взрослых подростки ориентируются на мнение сверстников. Поэтому им важно чувствовать себя частью «семьи» — тайного братства или сестринства.
Деление детей на группы тоже является «уменьшенной копией» мира взрослых. Это позволяет школьникам понять свое место в школьной и общественной иерархии. В компании появляются первые секреты, делиться которыми можно только с самыми близкими друзьями. Опыт общения подростков в компании дает им жизненный опыт — верности, предательства интересов или потери друзей.
Если в классе уже сложилось несколько групп, то новенькому практически невозможно попасть в одну из них. Новый ученик в классе — всегда чужой, поэтому те, кто уже имеет свой устойчивый стиль общения и свои секреты, не примут его в компанию. Быть новеньким в классе всегда непросто — друзья уже «сами не заводятся», в лучшем случае, его не замечают, в худшем — травят.
Группы подростков и новый ученик
Когда новый ученик приходит в класс, он испытывает острую потребность в друзьях или подругах. Но сразу завести новых друзей не получается, поскольку класс «поделен» на компании детей, объединенные по своим признакам. Поэтому вместо дружелюбного отношения он встречает равнодушие и враждебность — одноклассники просят его не садиться с ними, не ходить за ними и не подслушивать их разговоры. Причина одна — он чужой и к нему относятся с недоверием.
Компании девочек более консервативны, чем компании мальчиков. Мальчики принимают в свои «общества» новеньких более охотно, чем девочки. Ревность и соперничество также более характерны для девичьих групп. Мальчиков больше интересуют поступки, девочек — мысли, чувства и разговоры.
Разумеется, чувство одиночества и заброшенности не может не отразиться на настроении нового ученика в классе. Поэтому он чувствует себя обделенным, когда участники компаний идут к кому-то на день рождения, или между уроками образуется пауза. Ситуация, когда с сыном или дочерью никто не дружит, огорчает и родителей.
Лучшее, что может сделать новенький — это подождать некоторое время, и не пытаться наладить контакт слишком настойчиво. Компаниям, существующим не первый год, тоже требуется время на адаптацию к новому ученику. Спустя некоторое время он сможет завоевать доверие одноклассников, появится контакт и наладится общение. Но в первые дни и недели пребывания в новом классе необходимо внимательно присматриваться к одноклассникам и получать представление об иерархии в классе.
Как ребёнку наладить общение со сверстниками в группе?
Одних родителей беспокоит влияние компании подростков на их сына или дочь. Настораживающих факторов достаточно много — от личностных качеств одноклассников до странной одежды и употребления алкогольных напитков. Других тревожит невозможность ребёнка вписаться в коллектив.
Одни школьники умеют ориентироваться во взаимоотношениях одноклассников и понимают, как наладить общение со сверстниками, другим необходимо подсказать. Если ребёнок или подросток имеет разные интересы, приветлив и уверен в себе, то стать «своим» в компании ему будет проще. Это произойдет не сразу, потому что ему необходимо время на адаптацию к классу.
Другим школьникам необходимо набрать «очки», чтобы вписаться в новый коллектив. Не следует пытаться «стать своим» с первых дней обучения в новом классе — это вызовет недоумение и отторжение со стороны компании. Для начала необходимо сохранять нейтралитет и не поддаваться на провокации «лидеров». Если новый ученик охотно идет на контакт, не хвастается и не ябедничает, то у него всегда есть шанс завоевать доверие одноклассников.
Детские «группировки» совсем не так прочны, как кажутся. В 11-13 лет школьники чувствуют, что «братство» и «сестринство» будут существовать вечно. Но практика показывает обратное — интересы меняются, школьники переезжают, ссорятся друг с другом. Вполне возможно, что участники распавшегося «тайного союза» подружатся с новым учеником, который к тому моменту станет уже «стареньким».
Умение общаться — один из важнейших навыков человека. Он особенно важен для ребёнка, поскольку детское сообщество более требовательно и более жестоко. Если взрослые подчиняются определенным нормам поведения, то, в отличие от них, школьники не скрывают своего презрения и подозрения к «чужакам». Поэтому ребёнку, готовящемуся к переходу в новую школу, необходимо учесть и это обстоятельство.
Излишняя навязчивость и слишком явное и настойчивое желание быть принятым в компанию — не самая лучшая стратегия поведения для новенького ученика. Но ему следует быть приветливым, вежливым и дружелюбным со всеми одноклассниками. Авторитет, доверие и уважение завоевывается не сразу. Если ребёнка по каким-то причинам привлекает определенная компания из класса, но ее участники отказываются принять его, то следует немного подождать. Вес в коллективе появляется спустя некоторое время, и, вполне возможно, что он и сам утратит интерес к конкретной группе.
Разумеется, в детском и подростковом возрасте авторитет в коллективе очень важен для школьника. Но не следует пытаться завоевать его слишком явно, не разобравшись в системе отношений среди одноклассников. Чтобы быть принять нового человека, любому коллективу необходимо некоторое время.