Сегодня всё чаще можно услышать, что онкологические заболевания – уже не приговор. Медицинские технологии развиваются с огромной скоростью, появляются новые методы лечения. Пациентам с диагнозом «рак» и их родственникам нужно надеяться на выздоровление.
Однако до сих пор остаются так называемые «трудные» и «малоперспективные» формы онкологических заболеваний. Например, когда опухоль с первичной локализацией в брюшной полости дала обширные метастазы по брюшине.
В подобных случаях ещё совсем недавно врачи разводили руками. Сейчас ситуация изменилась. Стала доступна современная технология HIPEC. Она даёт надежду даже тем пациентам, которым раньше помочь было невозможно.
Что такое HIPEC?
Метастазы в брюшине опасны тем, что всего через 2–3 месяца после операции по удалению опухолевого очага болезнь возвращается вновь. Ещё в начале ХХ века врачи искали разные способы удаления метастазов из брюшины, даже пробовали внутрибрюшинное введение лекарственных препаратов. Но результатов эти попытки не давали.
Только в начале восьмидесятых годов ХХ века хирург-онколог Пол Шугабейкер сделал предположение: если препарат подогреть перед введением, чувствительность к нему опухолевых клеток может увеличиться. Метод назвали гипертермохимиотерапией (HIPEC), и уже первые эксперименты с ним показали, что метод работает. С его помощью удаётся победить даже самые мелкие метастазы, которые незаметны глазу.
Сегодня методику применяют во многих странах Европы, в США, Израиле и в России.
В чём преимущества
По меркам медицины эта технология довольно новая. Но те исследования, которые уже имеются, демонстрируют впечатляющий результат. Риск рецидива, то есть повторного возникновения заболевания, снижается, а пятилетняя выживаемость пациентов увеличивается до пятидесяти процентов!
Ещё одно важное преимущество методики: её токсичность для пациента невелика. В традиционных схемах химиотерапии препарат, чтобы достигнуть цели, должен пройти по кровеносным сосудам через весь организм. А в этом случае раствор вводят прямо в брюшину.
Важно понимать, что HIPEC не является самостоятельной процедурой, это всегда лишь дополнение, которое призвано сделать более эффективным удаление опухоли и всех доступных очагов. После окончания процедуры врачи возвращаются к завершению основной операции.
В каких случаях показана HIPEC?
Процедура сложная, поэтому её не применяют рутинно. Показания и противопоказания врачи обсуждают индивидуально с каждым конкретным пациентом. Пациента обследуют, затем собирают консилиум специалистов. Важно понимать, выдержит ли человек такой вид лечения. Это обсуждают уже на втором этапе, когда человек госпитализирован в клинику. Если принято положительное решение, остаётся третий этап – непосредственно во время операции по удалению опухоли и метастазов.
«Это наиболее сложный этап, и даже опытные врачи-хирурги не гарантируют, что всегда способны удалить опухолевые конгломераты и метастазы. Впрочем, в нашей практике такие ситуации случаются крайне редко», — говорит Валерий Николаевич Егиев, врач-онколог, доктор медицинских наук, один из основателей эндохирургии в онкологии в России и Европе, владеющий технологией HIPEC даже в лапароскопическом варианте.
Каковы перспективы метода HIPEC?
Те результаты и опыт, которые накоплены сегодня, позволяют утверждать: эта уникальная методика действительно эффективна. Хирурги-онкологи обсуждают перспективы её применения с целью предупреждения развития так называемого канцероматоза – распространения метастазов опухоли. Но и здесь есть некоторые трудности.
Основная проблема – недостаток специалистов, которые владеют методикой. Чтобы реализовать эту операцию, нужна работа команды специалистов из разных направлений медицины. В России таких команд очень мало.
Вторая проблема не нова: финансовые сложности. Каждое включение аппарата для прогрева и подачи раствора обходится в 200-300 тысяч рублей. Выполнить вмешательство в рамках ОМС чрезвычайно сложно. И это касается не только России. В большинстве стран страховая медицина пока не может покрыть расходы на каждую необходимую операцию.