Большинство людей ничего не помнит о раннем детстве: как был сделан первый шаг, как мы впервые пришли в детский сад — все это стирается из памяти. Первые воспоминания представляют собой малочисленные картинки, между которыми — огромные провалы. Почему это происходит — вопрос, который давно занимал ученых, в том числе и Зигмунда Фрейда, который ввел само понятие «инфантильной амнезии», или амнезии детства. И вот что о ней известно на данный момент.
В чем отличия амнезии детства от взрослого забывания?
Мозг младенцев и грудничков обладает самой высокой активностью по скорости формирования нейронных связей: он впитывает все как губка. И, казалось бы, информация должна там и оставаться — но она теряется. Почти каждый взрослый, изученный на сегодняшний день, страдает инфантильной амнезией. Этот феномен лучше всего объясняет, почему у нас так мало воспоминаний о раннем детстве по сравнению с более поздним детством, подростковыми годами и так далее.
Несколько редких исключений, как правило, встречаются у людей, которые имеют необычные способности сохранять воспоминания и во взрослом возрасте. В этой забывчивости мы не одиноки: есть даже доказательства параллелей с инфантильной амнезией у других видов млекопитающих, таких как крысы. Но амнезия детства не похожа на взрослые варианты.
-
Первое несоответствие заключается в том, что, исходя из скорости забывания воспоминаний взрослыми, у людей слишком мало воспоминаний из раннего детства. В подтверждение этого новые исследования, в которых действительно участвовали дети, ясно показывают, что они забывают гораздо быстрее, чем взрослые. Возникает вопрос, почему и как это происходит.
Когда он начал проверять заученные ряды, он вывел «кривую забывания»: если не пытаться повторять новую информацию, в первый час мы теряем 50%, а через месяц в памяти остается 2-3% заученного. Ученый сделал вывод: забывание идет по своим законам.
Казалось бы, что дети должны терять новую информацию с той же скоростью: эксперимент Эббингауза довольно точно имитировал процесс запоминания у детей, у которых новая информация ничем не подкрепляется из-за отсутствия опыта. Однако в 1980-х годах ученые выяснили, что кривая забывания у детей иная: если бы она работала, как у взрослых, к 6-7 годам мы бы накапливали больше воспоминаний.
В среднем возраст первых отрывочных воспоминаний составляет 3,5 года. Однако он отличается в зависимости от страны и культуры.
Например, ученые Корнельского университета сравнили ранние воспоминания китайских и американских студентов. У американцев эти данные были длинными, запутанными и эгоцентричными («Я ходил в зоопарк, там бегали в клетке тигры, я испугался страшных тигров»).
У китайцев — короче и насыщены фактами («В зоопарке были тигры»), кроме того, они возникали на полгода позже, чем у студентов из США. И даже матери этих студентов вспоминали свое детство также.
Ученые сделали выводы, что запоминание имеет культуральный аспект: если в вашей культуре детские воспоминания важны и родители это подчеркивают, вы будете помнить их лучше. Кстати, больше всех помнят новозеландские маори: у них прошлое — важная часть культуры, и дети хранят воспоминания с 2,5 лет.
-
Второе несоответствие касается того, как детские воспоминания, которые мы больше не можем вспомнить или обсудить, могут по-прежнему оказывать значительное влияние на психологию взрослого человека.
Исследования показали, что такие события, как жестокое обращение, травма и пренебрежение, даже когда они происходят во временных рамках, охватываемых детской амнезией, могут предрасполагать взрослых к ряду психопатологий. Примеры включают:
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
- Пограничное расстройство личности.
- Депрессия.
- Тревожное расстройство.
Данные о безнадзорных детях показывают, что почти все они имеют проблемы с обучением и другими когнитивными функциями. Некоторые из этих способностей могут улучшиться при надлежащем уходе, но другие никогда не оправятся от детских проблем.
Так как же события, которые мы больше не можем сознательно помнить или формулировать, могут иметь такое большое влияние на наше дальнейшее развитие? Что происходит в нашем мозгу в то время, когда амнезия детства стирает всю информацию?
Это лишь некоторые из вопросов, которые исследователи пытаются решить сегодня.
Удивительно, но мы можем «вспоминать» не только реальные события, но и выдуманные. В том числе те, которые нам навязали другие люди. Так, в Калифорнийском университете доктор Элизабет Лофтус, исследующая ложные воспоминания, в конце прошлого века провела эксперимент: она «вживила» участникам ложную информацию о раннем детстве.
Каждому рассказали о травмирующем событии, которое с ним, якобы, произошло по словам родственников: как ребёнок терялся в магазине, а потом добрая пожилая женщина помогла ему найти родных. 30% участников полностью поверили, а часть даже «вспомнили» дополнительные детали события.
Как мозг обрабатывает воспоминания?
Чтобы понять потенциальные причины детской амнезии, важно знать, как наш мозг обрабатывает новые воспоминания. Существует четыре основных шага для создания и доступа к новой памяти. К ним относятся:
- Кодирование информации. Во-первых, мозг формирует ряд связей для представления новой информации. Они могут быть связаны с другой информацией, которая уже хранится в памяти. Часто нужно уделять внимание правильному хранению этой информации.
- Укрепление. Этот шаг гарантирует, что закодированная информация сохранится в мозгу на короткий или длительный срок.
- Хранение. Затем ваш мозг сохраняет ваши консолидированные воспоминания для последующего использования.
- Поиск и воспроизведение. Мозг либо воссоздает, либо повторно активирует первоначальные связи, чтобы сознательно запомнить закодированную информацию.
Имейте в виду, что эти описания сильно упрощены. Каждый из этапов представляет собой сложный процесс, который до конца не изучен, но мы знаем, что эти процессы, вероятно, не полностью развиты у грудничков и детей ясельного возраста. Это отсутствие развития, возможно, связано с тем, как и почему возникает детская амнезия.
Интересно, что амнезия детства стирает только эксплицитные воспоминания — те, которые мы можем сознательно вспоминать и обсуждать. Они включают в себя эпизодические воспоминания о разных людях, событиях, временах и местах. Они также включают семантические воспоминания, которые являются более общими вещами, которые ребёнок узнает о мире.
Они отличаются от имплицитных воспоминаний, которые более укоренились и менее доступны для сознательного разума. Например, как подносить ложку ко рту, что вкусно, а что нет, как ходить или ездить на велосипеде.
Собственно, по этой же причине одни методики раннего развития работают, а другие — нет: потому что детская амнезия специфически включает в себя только эксплицитные, автобиографические воспоминания — те же типы, которые теряются в случаях болезни Альцгеймера и других возрастных расстройств памяти.
Причины амнезии детства: так почему мы все забываем?
В настоящее время никто не знает точную причину детской амнезии. Ведущая гипотеза состоит в том, что это следствие особого способа развития нашего мозга.
Одна из версий заключается в незрелости гиппокампа. Гиппокамп помогает создать автобиографические воспоминания, которые отсутствуют в случаях детской амнезии. Исследования показали, что гиппокамп достигает определенной степени зрелости только в возрасте от 20 до 24 месяцев, и к пяти годам он формируется почти полностью.
Эта временная шкала развития хорошо совпадает с возрастом, наиболее подверженным детской амнезии.
Другой вопрос заключается в том, является ли эта амнезия проблемой обучения и формирования воспоминаний или их правильного хранения и извлечения. Большинство экспертов сходятся во мнении, что даже очень маленькие дети могут учиться и формировать автобиографические воспоминания еще до того, как научатся говорить.
Например, в исследовании, проведенном в Йельском университете, ученые показали грудничкам до года два набора изображений. Один набор содержал связную историю, а другие были совершенно случайными. Дети гораздо активнее реагировали на первую серию, чем на вторую.
Другие исследования показали, что грудные дети могут имитировать последовательности действий, которые они только что наблюдали. Кроме того, очень маленькие дети могут помнить автобиографические события, произошедшие в течение полугода.
Следующий вопрос заключается в том, забываются ли эти воспоминания из-за неправильного хранения или проблем с поиском. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимы дополнительные исследования.
Пока что основная теория такова: детская амнезия является следствием того, что гиппокамп только учится все запоминать. Он начинает выполнять все необходимые процессы создания памяти — кодирование, хранение, извлечение — но не может делать это так же хорошо, как во взрослом возрасте.
Поскольку исследования продолжаются, вероятно, скоро появится больше данных, которые могут пролить свет на точные причины инфантильной амнезии.
Какие есть еще виды амнезии?
Инфантильная амнезия — единственный тип амнезии, который является нормальной частью человеческого развития. Все другие типы вызваны травмой, повреждением или системным заболеванием.
В целом, есть две обширные категории амнезии. Ретроградная амнезия диагностируется, когда человек больше не может вспомнить информацию из прошлого. Вся инфантильная амнезия является формой ретроградной амнезии. Антероградная амнезия возникает, когда человек больше не способен формировать новые воспоминания: о ней читайте в статье «День сурка: жизнь по кругу как болезнь».