Многие матери часто задаются вопросом: почему так сложно воспитывать ребёнка сегодня? Ведь женщины прежних поколений тоже заводили детей и воспитывали их. Но сегодня общество требует от матерей гораздо больше, и эти требования противоречат друг другу. Изменился и подход к воспитанию ребёнка — в нем уже не участвует «целая деревня», как раньше. Но отец проводит практически все время на работе, а бабушки и дедушки могут находиться далеко, работать или не иметь желания сидеть с внуками. Кроме того, современная мать уделяет больше времени психическому здоровью и развитию ребёнка, а общество требует посвящать ему практически все время. Этот подход и получил название «интенсивное материнство».
Роль матери в жизни детей: исторический экскурс
На протяжении довольно длительного исторического периода — Средних веков, — общество не считало, что дети это особая категория общества и что их развитию следует уделять много времени и сил. В крестьянских семьях их было много, а смертность была высокой. Десятилетний ребёнок мог выполнять любую работу, а мать приступала к работе в поле спустя короткое время после появления очередного младенца. Основной задачей женщины благородного происхождения было рождение наследника и продолжателя рода мужа.
Подход, при котором матери стали уделять больше времени воспитанию сыновей и дочерей и передаче знаний, распространился с эпохи Возрождения. Дети стали приобретать большую ценность в обществе, однако, специальной детской культуры и одежды еще не возникло. В 18 веке французский мыслитель Жан-Жак Руссо впервые предложит концепцию «интенсивного материнства». Ее основная идея заключается в том, что мать и ребёнок должны проводить вместе много времени, при этом материнство подразумевает серьезную вовлеченность в воспитание и образование ребёнка.
С конца 19 — начала 20 века распространение психоанализа и идей феминизма предполагало временный или окончательный отказ от материнства. Женщины из высших и средних слоев населения считали, что рождение ребёнка мешает карьере и политической деятельности. В середине 20 века появился термин «достаточно хорошее материнство». Он подразумевает, что женщина может уделять ребёнку столько времени, сколько может, но он не должен быть препятствием к карьере, общественной деятельности или домашней работе.
Сегодня во многих странах Европы воспитание ребёнка не считается единственным предназначением женщины. Хотя среди бабушек и дедушек Франции или Голландии не принять «сидеть с внуками» в постсоветском понимании, к услугам женщин — няни, ясли и детские сады. Но «мамы-такси» или «мамы-вертолеты» все же существуют и в Европе, и в США. Это те мамы, которые охотно жертвуют своей карьерой ради развития, образования и воспитания ребёнка.
В России и странах СНГ складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны «интенсивное материнство» является устойчивым трендом, транслируемым средствами массовой информации и общепринятыми общественными установками. Этому в немалой степени способствует пропаганда традиционных ценностей с четким разделением гендерных ролей в сочетании с диктатом общества потребления, в котором мать и ребёнок — желанные покупатели товаров и образовательных услуг. С другой стороны, не каждая семья может позволить себе длительное выключение женщины из трудовой деятельности. Тем не менее, многие женщины не хотят повторять путь своих мам и бабушек, выросших в СССР, и уделяют больше внимания психическому и интеллектуальному развитию ребёнка.
«Интенсивное материнство»: хорошая мать и ребёнок в глазах общества
Сегодня в России существует достаточно большое количество женщин, считающих, что дети — это главное в их жизни. Они не отдают их в ясли или детский сад, часто оставляют работу, чтобы заниматься их воспитанием и образованием на профессиональном уровне. Ухудшение качества медицинского обслуживания приводит к тому, что забота о детском здоровье также практически полностью ложится на маму.
Современную женщину окружает огромное количество образовательных программ и воспитательных концепций. Из всего бесконечного потока информации она выбирает ту теорию, которая соответствует темпераменту и психологическому развитию ребёнка. Люди уделяют больше внимания душевному состоянию ребёнка, если он не приспособлен к детскому саду или обучению в начальной школе.
Когда ребёнок идет в первый класс, то задача мамы — обеспечить должный уровень его развития. Стандарты начального образование сегодня предполагают, что первоклассник уже должен обладать определенным багажом знаний — уметь читать, считать и писать. Поэтому родители часто делают уроки вместе с ним. Для многих женщин первый класс — это время «второго декретного отпуска», поскольку в это время уделяется много внимания адаптации ребёнка к новым порядкам и школьной жизни. А после уроков младшие школьники посещают дополнительные занятия в кружках и секциях.
Концепция «интенсивного материнства» не всегда позитивно отражается на душевном состоянии женщин. Они часто ощущают вину перед ребёнком за то, что не могут уделить его развитию столько внимания, сколько соседка, подруга или неведомая «мама из Инстаграмма» с идиллическими фотографиями идеальных малышей. В то же время, не все мамы готовы заниматься только ребёнком и хотят работать и иметь другие интересы.
В условиях «интенсивного материнства» матери и ребёнку приходится нелегко. Когда родители, главным образом, мамы, стремятся обеспечить «конкурентоспособность» дошкольника или школьника, он перегружен кружками и секциями с раннего детства. Стремление взрослых к всестороннему развитию практически не оставляет ему времени для отдыха. Таким образом, ребёнок подвергает себя стрессу и получает множество психологических проблем.
Влияние «интенсивного материнства» на жизнь детей и матерей
Далеко не у каждой женщины есть возможность и желание активного вовлечения в дела ребёнка. Даже если они достаточно плотно занимаются его образованием и воспитанием, они могут испытывать чувство вины за недостаточное внимание к нему. Некоторые женщины жалуются на сложность материнства и считают себя ответственными за все решения, касающиеся жизни и здоровья ребёнка.
Современные родители стремятся к тому, чтобы ребёнок получал знания, которые сделают его успешным и «конкурентоспособным» на рынке труда. Но ребёнок или подросток может и не проявлять интереса к учебе или посещению кружков. Если ему не нравится занятие, которое родители заставляют его делать, то это приводит к неврозам, конфликтам и ухудшению психологического климата в семье.
Образовательные и воспитательные концепции сегодня развиваются настолько быстро, что ни мамам, ни малышам невозможно успеть за всем, что действительно актуально. Но для высокого уровня психического и физического здоровья все же необходим отдых, расслабление и обеспечение душевного комфорта родителей и ребёнка.