Ребёнок начинает произносить первые звуки еще в младенческом возрасте. Затем звуки образуют слова, а слова — предложения. Красота речи во многом зависит от произношения звуков. Важно научить ребёнка делать несложные упражнения для развития артикуляции, и речь малыша станет вашим предметом гордости.
Как развивается речь у ребёнка
Ребёнок рождается на свет и попадает в социальную среду, где необходимо общаться! Развитие речи — достаточно сложный процесс и включает 2 периода: понимание речи, самостоятельная речь.
Малыш в первые месяцы жизни начинает понимать речь по интонации. Если вы говорите о том, какой ваш ребёнок хороший и умный, но при этом хмурите брови, будьте готовы, что ребёнок заплачет. Затем ребёнок понимает слова и короткие фразы, связанные с его повседневной жизнью. Вскоре ребёнок начнет понимать сложные предложения, но повторить их ему пока нелегко из−за незрелости артикуляционного аппарата. Так постепенно малыш приходит к полному пониманию родного языка, который он слышит с рождения.
Самостоятельная речь ребёнка развивается постепенно. Важно следить за речевым развитием и помогать ребёнку в освоении языка.
Гимнастика для языка, губ и щек: как, зачем, почему
Чаще всего родители обращают внимание на неправильное произношение звуков у ребёнка.
Важно знать, что малышу можно помочь правильно произносить звуки и предупредить более серьезные нарушения речи. Одним из самых важных способов является артикуляционная гимнастика. Комплекс гимнастических упражнений направлен на развитие подвижности языка, губ и щек.
При регулярном выполнении упражнений у ребёнка улучшится произношение слов, появятся звуки, которых раньше не было в речи. Заниматься нужно не только тогда, когда появились проблемы с речью, а заранее. Давно известно, что профилактика — лучше, чем лечение.
5 правил правильного выполнения артикуляционной гимнастики
- Проводите гимнастику утром и вечером, по 15 минут в день.
- Научитесь выполнять упражнения сами и только потом начинайте заниматься с ребёнком.
- Приготовьте зеркало для занятий. Малышу потребуется контроль своих движений для того, чтобы их правильно выполнять.
- Осваивайте артикуляционную гимнастику постепенно, переходите от простых упражнений к сложным, закрепите известные упражнения, а затем приступайте к новым.
- Будьте терпеливы! Если ваш малыш не может с первого раза освоить упражнение, не торопите его и не ругайте. Постепенно все получится!
Игровые упражнения для губ
- «Пчелки». Покажите малышу, как нужно вытянуть губы вперед, а затем двигаем ими вправо и влево. Скажите ребёнку, что вы теперь как пчелки, которые собирают нектар.
- «Поцелуйчики». Дети очень ласковые, попробуйте вместе с ними раздать воздушные поцелуи папе, брату, сестренке или любимым игрушкам.
- «Привет». Очень хорошо, когда ребёнок растет веселым и улыбчивым. Поздоровайтесь с ребёнком, при этом улыбайтесь. «Улыбка» самое простое и важное упражнение для губ. Улыбайтесь с зубками и без них.
- «Прятки». Покажите ребёнку, как можно спрятать губы, втягивая их к зубам.
- «Ежик». Вытягивайте вместе с ребёнком губы вперед в «трубочку» и вращайте ими по кругу. Скажите малышу, что вы похожи на ежика, который бегает по лесу и ищет грибочки.
Важные упражнения для щек
- Научите малыша похлопывать ладошками и пальцами по щекам.
- Надуйте вместе с ребёнком щеки, затем ладошками нажмите на щеки, чтобы изо рта вышел воздух.
- Наберите в рот воды и покажите, как можно перегонять водичку из одной щеки в другую. Пусть малыш попробует сам выполнить упражнение!
Игры с «веселым язычком»
Гимнастика для языка должна заинтересовать ребёнка. Мы предлагаем выполнять ее в стихотворной форме. Читайте стихотворение и выполняйте упражнения.
«Твой игривый Язычок,
Должен слушаться тебя.
Каждый день зарядку делай,
А не делать нам нельзя.
Вот и утро настает!
Язычок встает, выглядывает в окошко (показать широкий язык).
Видит: котик на пороге, в гости просится (кончик языка упирать в нижние резцы, язык поднять наверх).
Взял наш друг топор и клещи и решил забор чинить (улыбнуться и показать зубы).
«Д−д−д» — стучит работник (поднять язык к верхним зубам и постучать по ним).
«Т−т−т» — забит и гвоздик. Молодец, наш язычок (улыбнуться)!
Погулять решил малыш, к бабушке отправился,
Покушать вкусных блинчиков ему понравится (показать широкий язык, пошлепать губами, затем зубами по языку).
Бабушка ждала внука своего, предложила сладкого варенья, не жалко ничего (широким языком облизать верхнюю губу).
На лошадке скачет веселый язычок (цокать языком),
В поле грибочков вкусных он найдет (присосать язык к верхнему небу).
На часы взглянул наш язычок (улыбнуться, языком покачать вправо-влево)
И домой помчался цок! (цокать языком 8−10 раз)».
Представленные упражнения являются основными и рекомендуются для выполнения детям с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи.
10 игр, которые заинтересуют самого капризного малыша
Дети быстро утомляются от ежедневных занятий. Игровыми приемами можно вновь вызвать интерес ребёнка к выполнению упражнений для артикуляционных органов.
- Наберите в пипетку компота или сладкого чая и капайте ребёнку на язык. Следите, чтобы малыш проглатывал каждую каплю.
- Каждый день надувайте с ребёнком резиновые игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри.
- Поиграйте в индейцев: произносите звуки «а, о, у, и, э», при этом ладошкой похлопывайте по рту. Получится веселый звук!
- Возьмите крепкую веревочку длиной около 60 см и проденьте шарик диаметром 2-3 см. На концах веревочки свяжите узлы так, чтобы шарик не выпадал. Пусть малыш языком двигает шарик вправо и влево, вверх и вниз.
- Научите ребёнка загибать кончик языка вверх, как чашечка. В этом положении малыш должен поймать шарик. Следите за чистотой шарика.
- Возьмите чайную ложку и приставьте вогнутой стороной ко рту ребёнка. Малышу необходимо толкать языком влево и вправо, вверх и вниз.
- Попросите малыша улыбнуться. Затем легкими поглаживающими движениями помассируйте язык ребёнка.
- Дайте ребёнку две чайные ложки и попросите легко похлопать ими по щекам, затем по языку.
- Напомните ребёнку, как нужно делать из языка «чашечку», затем налейте в нее немного воды или сока. Ребёнок должен удержать жидкость, а затем покачать языком, не пролив содержимое «чашечки».
- Попросите малыша вытянуть губы вперед, на верхнюю губу положите ватную палочку или карандаш. Пусть ребёнок удерживает «груз» губами несколько секунд.
Все эти упражнения нужно выполнять регулярно, по 5-10 раз. Помните, что вы должны в первую очередь оценивать возможности вашего ребёнка и ни в коем случае не допускать переутомления.
Занимайтесь с ребёнком с удовольствием и ваши усилия непременно принесут результаты!