Невнимательность и рассеянность свойственны практически всем детям младшего возраста. Родителям не стоит сразу паниковать, видя, что ребёнок переспрашивает, забывает, не замечает, путает события. Со временем ситуация, как правило, нормализуется. Особенно при правильном воспитании с развитием наблюдательности и внимательности. Окончательно функция внимания формируется к десятилетнему возрасту. Тем не менее, мамы и папы должны знать основные признаки рассеянности и понимать ее причины, чтобы вовремя предотвратить перерастание обычной невнимательности в образ жизни.
Признаки рассеянности у ребёнка
Выявить у ребёнка проблемы с концентрацией внимания нетрудно. Родители могут последить за его поведением в различных ситуациях и заметить характерные признаки рассеянности.
- Малыш с трудом пересказывает сказки и любую новую информацию.
- Ему трудно заниматься одним делом в течение продолжительного времени, он отвлекается на любой посторонний звук или движение.
- Даже при большом старании малышу не удается выполнить задание.
- Ребёнок не может связать события в единую цепь, определить причины и понять последствия.
- Ему не интересны сложные логические задачи, требующие усидчивости: головоломки, игры в загадки и шарады. Малыш предпочитает подвижные занятия или компьютерные игры.
- Ребёнок отличается мечтательностью, все время «витает в облаках».
- Не слушает родительские просьбы и указания.
Даже если у ребёнка присутствуют все или многие из вышеперечисленных признаков — паниковать сразу не стоит. Внимательность можно развить, но действовать при этом нужно мягко и грамотно.
Причины рассеянности детей
Наиболее частой причиной рассеянного внимания становится характер малыша и особенности темперамента. Холерики и меланхолики одинаково рассеянны, хотя природа этого явления различна. Холерикам свойственны поверхностное внимание и скачкообразное переключение с одной задачи к другой. Меланхолики же, напротив, из-за медлительности с трудом переключают внимание.
Заметную рассеянность демонстрируют ослабленные, болезненные дети. Падение уровня внимания может произойти после инфекционного заболевания, даже после простуды, при пониженном давлении и недостаточности питания.
Иногда невнимательность появляется во время определенных занятий. Причиной становится банальное отсутствие интереса ребёнка к этому виду деятельности и отсутствие мотивации.
Не менее частой причиной является перегруженность детей посещением различных секций и кружков. Переутомление приводит к падению работоспособности и внимания.
Снижение внимания может быть спровоцировано стрессовой ситуацией в детском саду или в школе, конфликтами со сверстниками.
Методы развития внимательности у малышей
Внимательность, как и другие функции психики, развивается регулярными, методичными упражнениями. Начинать занятия рекомендуется как можно раньше. Внимание играет большую роль в развитии памяти, речи, логического мышления.
В конечном счете, невнимательный ребёнок хуже учится, не понимает причинно-следственные связи, не умеет обобщать и анализировать ситуации. В некоторых случаях недостаточно занятий с родителями в домашних условиях, а требуется помощь педиатра или детского психолога. К примеру, при гиперактивности ребёнка или явных неврологических нарушениях.
Психологи рекомендуют простые, но действенные мероприятия:
- Учить ребёнка рассматривать предмет со всех сторон. Рассказывать, а потом спрашивать его о размере, цвете, форме и предназначении предмета.
- Играть совместно с малышом в собирание пазлов, лото, мозаики. Это тренирует усидчивость, внимательность, умение доводить дело до конца.
- Полезны также задания на развитие зрительной памяти. Можно попросить ребёнка описать место, которое он хорошо знает: дорогу в школу, дорогу до ближайшего магазина или остановки транспорта. Описать нужно детально каждый дом, деревья, тропинки.
- Предлагать ему для изучения похожие предметы — пуговицы, игрушки, и просить найти различия в цвете, размере, форме.
- Хорошо тренирует память игра с несколькими игрушками, в которой взрослый меняет предметы местами или прячет некоторые из них, а ребёнок должен догадаться, что изменилось или какой предмет спрятали.
- Полезно больше гулять, наблюдать природные явления, деревья, листья, облака. При этом можно сравнивать, как было вчера, что изменилось сегодня.
Полезно обсуждать с малышом прочитанные сказки, просить пересказать сюжет. Можно задавать вопросы по прочитанным произведениям: как зовут главных героев? Почему этот персонаж так поступил? Чем закончилась сказка?
Что еще могут сделать родители
Организовать щадящий режим дня с обязательным отдыхом и полноценным питанием с включением витаминных комплексов. Родители должны следить, чтобы дома ребёнок не был перегружен уроками, кружками и секциями. В течение дня у малыша должно оставаться время на отдых. Слишком большой поток информации перегружает мозг. Маленький человечек просто не успевает усваивать все, становится рассеянным.
Убрать из детской комнаты лишние вещи, оставив только необходимые, чтобы упростить малышу поиск нужных предметов. Он сам должен знать, где находятся его школьные принадлежности, чтобы самостоятельно собирать портфель. При этом ребёнок сам должен знать, где находится его одежда, чтобы самому одеваться, следить за порядком, класть все вещи на место, не забывать, что где должно лежать. Все детские вещи лучше разложить по предназначению в разные ящики и контейнеры.
Нужно заставлять ребёнка самостоятельно искать утерянные вещи, направляя его действия подсказками и логическими советами. Приложенные усилия стимулируют ребёнка на развитие концентрации и внимания.
Стол, за которым малыш делает уроки, надо отодвинуть от окна или закрыть окно шторой, чтобы уменьшить отвлекающие факторы. Во время выполнения домашних заданий родители не должны отвлекать ребёнка, и следить, чтобы он не отвлекался сам.
Положительно действует личный пример взрослых — все доводить до конца. Каждое дело должно быть закончено. Когда ребёнок будет видеть это постоянно, то это станет и его привычкой.
За то, что ребёнок исправляет свои ошибки, становится более внимательным, чем раньше, нужно обязательно хвалить. Сравнивать не с другими более внимательными детьми, а с ним самим неделю или месяц назад.
Нельзя ругать малыша, если он очень рассеян. Он видит свои ошибки, чувствует вину, но ему сложно быстро перестроиться. В особенно сложных случаях нужно обратиться к своему педиатру или психологу.
В процессе развития внимательности и сосредоточенности важна поддержка родителей. Систематические упражнения и игры на развитие памяти и внимания обязательно дадут результат. Главное — не пускать все на самотек, заниматься и всесторонне развивать ребёнка.