Ребенок в песочнице: как правильно играть и защищаться

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Песочница — одно из первых мест, где ребёнок встречает множество незнакомых детей и обучается правилам поведения, самозащиты и переговоров. Недооценивать такой опыт малышей не стоит, а вот научить, как правильно надо вести себя, чтобы не пострадать и не прослыть агрессором, очень важно. Это — база для дальнейшего умения дружить и адаптироваться в различных коллективах, причем не только детских! MedAboutMe рассказывает, когда пора начинать «песочное» образование, как, с каким инвентарем и какими правилами выходить на первые уроки социальных игр.

Когда малышу пора в песочницу?

Когда малышу пора в песочницу?

Все дети разные. Кто-то с девяти месяцев с упоением начинает копаться в песке, кому-то и в полтора года скопление чужих детей в одной «коробочке» кажется малопривлекательным. Среднестатистический малыш готов к первым коллективным играм в возрасте от года до полутора. Хотя коллективными их назвать пока сложно: в лучшем случае дети в этом возрасте мирно играют бок о бок под присмотром взрослых. Однако и этот опыт очень важен.

Что взять с собой?

В этом пункте неопытный родитель может совершить первую ошибку. Если брать в песочницу необычные, привлекающие внимание игрушки, то это прямой путь к конфликтам. Дети раннего возраста не умеют и не должны делиться любимыми вещами, и их право собственности придется защищать. Другие малыши тоже будут считать интересный предмет своим: маленький ребёнок «владеет» всем, что видит. Относитесь с пониманием к этим возрастным особенностям и берите любимые и/или нестандартные игрушки на прогулку в парк. Если любимого мишку или машинку все же не получается оставить дома, упакуйте их в непрозрачный пакет или сумку, и играйте, когда рядом не окажется маленьких детей. Это поможет избежать ненужных конфликтов и расстройств.

В песочницу лучше приходить с самым простым набором игрушек, желательно с похожим на те, которыми играют другие дети того же возраста. Понадобятся ведерко, формочки, совочек. Наблюдайте или уточните у присутствующих родителей, какие в вашем дворе правила. В некоторых песочницах все игрушки, высыпанные в песок, — общие, и ими может играть каждый. Кое-где родители, уходя, оставляют ведерки и формочки, чтобы все дети могли ими пользоваться. Если такой подход вам не импонирует, промаркируйте свой набор несмываемым фломастером или стикерами, чтобы найти и забрать по окончании прогулки.

Безопасность: правила о самом важном

Безопасность: правила о самом важном

Детям все надо попробовать: какой на вкус песок из этой кучи? А из ведерочка? А если накормить соседку? Что будет, если подбрасывать песочек вверх или махать полным совочком?

Родители точно знают: ничего хорошего не будет. В лучшем случае все закончится расстройством кишечника и небольшим зудом в глазах. Поэтому первые пару лет в песочнице в самом начале игр надо громко напоминать два базовых правила.

  • Песок не едим!
  • Песком не кидаемся!

В такой формулировке дети воспринимают правила, как обязательные для всех. Бонус — после нескольких месяцев повторений ваш малыш будет сообщать о правилах другим детям: и новичкам в песочнице, и нарушителям, за которыми не усмотрели взрослые.

Что делать, если малыш отнимает чужие игрушки?

Дети до двух лет не понимают, что есть какая-то чужая собственность. Все, что ребёнок видит, принадлежит (должно принадлежать!) ему. Ругать малышей за такое поведение смысла нет, ни когда ребёнок пытается что-то забрать, ни когда он не желает делиться. И это не агрессия или жадность, дети так ведут себя в соответствии с этапом развития психики. Они постепенно усвоят правила и начнут делиться, но не сразу. А вот если годовалый малыш часто и охотно отдает даже самые любимые игрушки чужим детям, стоит призадуматься.

Что делать, если ребёнок пытается что-то отнять или не хочет отдавать? Проговаривайте за него все. «Тебе нравится эта машинка? Это машинка Миши. Давай попросим Мишу поменяться на время, поиграем и отдадим». «Маша хочет поиграть твоим самосвалом. Она перевезет на нем песок и отдаст, да, Маша? Можно Маше поиграть?» И если ребёнок отказывается делиться, ни настаивать, ни тем более называть жадиной нельзя. Его самосвал — его собственность, взрослые же не отдают свои ценности кому-то «поиграть».

Как учить детей просить другие игрушки?

Это правило придется объяснять не раз и не два. Но делать это надо терпеливо, доброжелательно и столько раз, сколько потребуется ребёнку. Бонус: если объяснять весело, понятно и с примерами, заодно можно научить и окружающих детей.

Итак, если чья-то игрушка кажется интереснее, чем собственная, надо подойти к владельцу и попросить разрешения поиграть. При этом может быть, что поиграть не дадут, и это надо уважать.

Лайфхак для малышей, которому надо учить обязательно: игрушку можно поменять на свою. Временно, конечно. Если ребёнок еще не разговаривает, взрослый включается в переговоры и рассказывает, как хотелось бы поменяться и что дети могут делать с конкретными игрушками.

Бывает, что не только ребёнок не готов меняться, но и его родители не практикуют обмен. Не стоит конфликтовать, лучше рассказать своему ребёнку, что вот именно эта игрушка не хочет пока играть, она устала/не хочет уходить от хозяйки и т. д.

Когда малыш наигрался чужой собственностью, возвращать ее надо самому ребёнку или вместе со взрослым и громко благодарить. Если же игрушку возвращать вовремя не хочется, придется ее спокойно забрать у своего ребёнка и вернуть владельцу. Не ругать и не укорять кроху, а переключить его внимание на постройку песочного замка, новый камушек, веточку, собачку, качели и т. п.

Конфликты детей: что делать, если игрушку отнимают или не возвращают?

Конфликты детей: что делать, если игрушку отнимают или не возвращают?

Пора домой, а самосвал все еще у Маши, и расставаться она с ним не очень хочет? Не надо оставлять игрушку, если в планах такого изначально не было. Но и действовать сразу через Машиных родителей не стоит: цель — показать своему ребёнку, как надо решать такие ситуации. А значит, подойти к Маше, объяснить, что и вам, и самосвалу пора домой. В обмен можно предложить необычный листик, цветочки, общую игрушку из песочницы. Если же и это не помогает, тогда придется позвать взрослых и попросить объяснить, что самосвал должен уехать к хозяину.

Если у малыша кто-то пытается отобрать игрушку, сразу лететь на помощь не надо. Оцените, как ребёнок ведет себя и как справляется. Если он расстраивается и готов заплакать, тогда пора помогать, но только словами. Надо попросить захватчика вернуть игрушку хозяину, если он отказывается — попробовать предложить что-то другое. Но ни в коем случае не ругать, не угрожать и не отбирать предмет. Если ничего не помогает, пора обращаться к родителям и вежливо, без упреков объяснить ситуацию.

Когда ребёнок готов сам решать конфликты?

«Сами разберутся»? Такой подход вырабатывает у детей неверные навыки взаимодействия. Поэтому разбираться самим можно разрешать детям не ранее 3 лет, если они усвоили правила (спрашивать разрешения, предлагать обмен, вовремя возвращать) и общаются без явных конфликтов. Тогда мелкие споры могут стать хорошими ситуациями для наработки коммуникативных навыков, ну а в случае назревающей драки, конечно, надо вмешиваться.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Правила оказания первой помощи при ожогах водой

Что делать, если произошел ожог горячей водой: как помочь себе и своему ребенку?

Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

Ребенок заболел на даче: первая помощь, детская аптечка

Нередко в период длительного пребывания летом на даче с малышом, возможны заболевания или мелкие травмы, требующие помощи.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Весенний уход за кожей лица: от очищения до увлажнения

С приходом долгожданной весны мы начинаем уделять большое внимание фигуре, волосам, коже. Существуют элементарные правила оставаться красивой и неотразимой в любое время года.

Катаракта: причины, симптомы, лечение и профилактика

Какие признаки могут указывать на развитие катаракты?

Беременность 45+: роль возраста, здоровье матери, ЭКО

Многие женщины рожают первенца в возрасте 40-45 лет, и это уже давно перестало быть удивительным явлением.

Как справиться с признаками старения кожи

Остановить процесс старения невозможно, но можно его замедлить. Как сохранить красоту и здоровье кожи?

Солнцезащитный крем: правила выбора

Как правильно выбрать крем от солнца? Что означают буквы и цифры на упаковке солнцезащитного крема? На что обращать внимание? Зачем пользоваться солнцезащитным средством?

Ошибки при использовании солнцезащитного крема

Какие солнцезащитные кремы наиболее безопасные? Чем вреден спрей от солнца, и нужно ли защищать губы? Разбираем основные ошибки при использовании солнцезащитных средств.

Чем опасно майское солнце?

Солнце необходимо для здоровья человека. Почему же в мае оно может быть опасным?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства

Откуда берутся боли в сердце и инфаркт у молодых мужчин?

Сердечно-сосудистые патологии сегодня нередки среди мужчин достаточно молодого и даже юного возраста, гипертоники есть даже в 18-20 лет.

Как сегодня лечат грыжи живота

По данным статистики, грыжи передней брюшной стенки встречаются у каждого пятого жителя нашей планеты, а значит медицина смогла на потоке отработать новейшие современные методы лечения этой патологии. Что изменилось за четверть века рассказываем в статье MedAboutMe
Опубликовано 22.09.2018 19:10, обновлено 17.04.2020 18:26
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Чума XXI века: функциональная неграмотность
Функционально неграмотный: скрытая угроза всей цивилизации. Причины, симптомы, методы исправления.
6 полезных гаджетов для мотивации школьников
6 полезных устройств для школьников и их родителей, чтобы учиться и учить было легче.
7 вещей, которые мешают малышу развиваться
Соски, подгузники, интерактивные игрушки и другие вещи, которые мешают малышам развиваться.
Как развить воображение ребенка
Развить воображение ребенка родители могут с помощью игр и совместного творчества.
Занятия для детей: играем вместе
Рисование, аппликации и спортивные игры – это занятия для детей, интересные и мальчикам, и девочкам.
Социализация у детей: ролевые игры и правила успеха
Ваш ребенок не находит общего языка со сверстниками? Ролевые игры прекрасно помогают в социализации.