Самый конец периода застоя в СССР. Огромную страну лихорадит: воздух пропитан предчувствием перемен и идущего за ними темного, смутного времени распада и упадка. В такое время люди становятся более беспокойными, внушаемыми. А тут еще Гласность, упразднение цензуры в СМИ… Сенсации рождаются одна за другой — и умирают, всколыхнув своей короткой жизнью умы и встряхнув кошельки обывателей.
Но среди них были явления, которым до сих пор не дано однозначной оценки. Имя одного из таких явлений — Анатолий Кашпировский.
Кашпировский: психотерапевт, гипнотизер или шарлатан?
Одно можно сказать точно: шарлатаном в привычном понимании Кашпировский не был. Он действительно талантливым и опытным психотерапевтом, не один десяток лет отработавшим в Винницкой психиатрической больнице, вылечившим многих пациентов. У Анатолия Михайловича Кашпировского отличное образование и незаурядный талант не только врача, но и шоумена. Выступать публично он начал задолго до своих мега-популярных телесеансов: ездил с лекциями и выступлениями от Росконцерта как гипнотизер, не оставляя при этом основной работы в клинике.
Хотя гипнозом Кашпировский начал заниматься не сразу, и ему никогда не нравилось, когда его называли гипнотизером. Он предпочитает использовать другие термины: внушение, установка.
Методы Кашпировского изучались в серьезных институтах, и результаты исследований не давали веских оснований называть этого человека шарлатаном. Но безупречной его деятельность назвать тоже нельзя.
Все начиналось с лечения энуреза
Может показаться странным, но, по словам самого Кашпировского, он затеял свои знаменитые телесеансы для того, чтобы помочь людям, страдающим энурезом. Групповая психотерапия таких больных давала в его практике хорошие результаты: большинство детей переставали мочиться в постель. Анатолий Михайлович решил, что сможет вылечить значительно больше людей, если использует возможности телевидения.
Но результат первых сеансов дал неожиданные результаты. Люди стали сообщать об излечении от самых разных болезней. Видимо, сыграла роль внушаемость части аудитории, а затем и так называемое стадное чувство.
И тогда психотерапевт провел первый из знаменитых телемостов по дистанционному обезболиванию хирургической операции. Сам он находился в студии в Киеве, а операция проводилась в Москве. Это было 31 марта 1988 года.
Через год, 2 марта 1989 года, состоялся второй телемост, на этот раз Киев-Тбилиси. Кашпировский дистанционно обеспечивал анестезию сразу двум больным, которым удаляли вентральные грыжи. Профессор Г. Иоселиани, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, проводивший одну из тех операций, признавался позднее, что не может дать объяснения происходившему. Больная действительно не чувствовала боли при полостной операции, все три часа. Разумеется, было подготовлено все необходимое для экстренной анестезии обычными средствами, но ничего не потребовалось.
Необходимо добавить, что такой метод анестезии был выбран не просто так, не из желания поразить публику. Женщины, которым были сделаны операции, не переносили обычный наркоз. Согласие на такую необычную анестезию давало им нечто большее, чем всесоюзную известность: они получили шанс на излечение.
После двух этих телемостов Кашпировский был приглашен на встречу со зрителями в Останкино. За этой встречей последовали 6 выпусков «Сеансов здоровья», и страну буквально накрыла массовая истерия: успех был невероятно велик, и это повысило восприимчивость зрителей к внушению.
Телетерапия для всей страны
Сейчас кажется, что все 1990-е годы прошли под тяжелым взглядом Кашпировского с телеэкранов… Но на самом деле сеансов, транслировавшихся на всю страну, было всего шесть. Правда, помимо телесеансов, Кашпировский проводил и многолюдные массовые сеансы, гастролируя по стране и собирая огромные стадионы зрителей.
Во время трансляции сеансов страна вымирала: все собирались у телевизоров. Даже те, кто относился скептически, включали в это время телевизор, чтобы убедиться: уж они-то на это внушение не поведутся, конечно.
А с остальными, поверившими, происходило всякое. Именно это «всякое» и заставило, в конце концов, запретить телесеансы групповой психотерапии. Появился даже новый термин: синдром Кашпировского, с которым в больницы поступало все больше людей.
Если сначала люди пламенно и истово поверили, что этот крепкий человек с пронзительным взглядом непременно исцелит их от всех болезней, то вскоре настроение масс изменилось. Проскользнула информация, что больная, которой первой делали операцию без наркоза, с одним только внушением Кашпировского, на самом деле ощущала страшную боль. Женщина опровергла это, но ее уже не слышали.
Поползли слухи и о том, что Кашпировский выполняет задание КГБ, подвергая население страны массовому гипнозу. Очередная теория заговора уверяла, что именно Кашпировский своими телесеансами подготавливал жителей СССР к развалу страны и к Перестройке.
Негативная информация сделала свое дело: теперь после сеансов масса людей начинала жаловаться на плохое самочувствие, ухудшение состояния, непредсказуемые и неуправляемые реакции. В результате массовые сеансы психотерапии были запрещены.
На самом деле сыграла свою роль психология толпы и стадного чувства. Пока отзывы были позитивными, после сеансов многие ощущали положительные изменения. Как только настроение в обществе изменилось, бывший кумир превратился в злобного шарлатана, причиняющего своим гипнозом один только вред.
«Неспецифическая групповая психотерапия» от Кашпировского
Сам Анатолий Михайлович всегда утверждал, что на массовых сеансах оздоровления не пользовался гипнозом. Он убежден, что для выздоровления нужно только дать организму правильную установку: у меня все отлично, я здоров/выздоравливаю, у меня ничего не болит. Именно так он и делал.
Но проблема состоит в том, что психотерапия требует предельно индивидуального подхода, непосредственного контакта с пациентом. Иначе результаты могут быть непредсказуемыми.
Многократно отмечались случаи, когда люди не выходили из транса, в который впадали во время сеанса. Или под действием внушения у них изменялось восприятие: им казалось, что у них исчезли застарелые рубцы, которые на самом деле оставались на месте. Внушаемые зрители видели в зеркале, что волосы перестали быть седыми, хотя седина оставалась на месте.
При этом невозможно отрицать и тот факт, что сотни и тысячи людей действительно смогли обойтись без анестезии при проведении стоматологического лечения после сеансов, а многие дети действительно излечились от энуреза.
Нельзя закрывать глаза и на другую, куда более печальную статистику: многие люди, уверовав в целительные способности Кашпировского и ощутив некоторое улучшение самочувствия, переставали принимать лекарства, отказывались от классического лечения, что приводило к тяжелым последствиям. Значительно увеличилось количество психических нарушений у взрослых и детей, отличавшихся повышенной внушаемостью. Для избавления от навязчивых состояний, истерических реакций, галлюцинаций их приходилось помещать в психиатрические лечебницы.
Сеансы дистанционной психотерапии обсуждались на Всесоюзной конференции по биоинформационному обмену, в которой принимали участие врачи, психотерапевты, ученые. 90% из них высказались категорически против психотерапии по телевизору. В результате в 1994 году указом Ельцина телевизионные сеансы психотерапии были запрещены.
После славы
После запрета телетерапии Кашпировский продолжал работать с людьми, пытаясь продвигать свою методику оздоровления. В 1990 году все лето он работал с жителями Славутича и Припяти, чтобы помочь пострадавшим при Чернобыльской катастрофе. Много времени Кашпировский посвятил психотерапевтическим беседам с малолетними нарушителями. А когда случилась беда в Буденновске, психотерапевт не побоялся отправиться вести переговоры с террористами, результатом которых стало освобождение части заложников.
Но это не помогло вернуть утраченную популярность, и вскоре Кашпировский уехал из развалившегося Советского Союза. Много лет он прожил в США, где проводил регулярные сеансы оздоровления в одном из клубов. Его почитателями в Америке стали не только русскоязычные выходцы из Союза: местные жители тоже прониклись доверием к этому бесспорно талантливому человеку. Но денег эти сеансы приносили немного.
В прошлом году появилась информация о том, что Кашпировский, расставшись с супругой и практически обанкротившись, вернулся в Россию. Теперь он вновь проводит свои сеансы, только уже не по телевизору, на всю страну, а в небольших клубах и концертных залах, гастролируя по стране.
Отзывы специалистов о Кашпировском и его сеансах
Борис Егоров, президент Центра психологических исследований, считает, что те, кто давал разрешение на телевизионные сеансы психотерапии, просто не предполагали, какими могут последствия. Но в психике все настолько сложно, что никакие простые рецепты просто не годятся.
Юрий Вяльба, врач-психотерапевт, вспоминает, что на следующий день после очередного сеанса по телевизору коридоры клиники были переполнены людьми, обращавшимися за помощью уже к традиционной медицине. После сеансов у них ухудшалось физическое состояние, появлялся бред и галлюцинации.
Кандидат медицинских наук, психолог В. Лебедев сообщал: после первого же телесеанса Кашпировского, прошедшего в октябре 1989 года, учеными были получены данные, свидетельствовавшие о негативном воздействии на людей. Если сразу после сеанса в течение нескольких часов количество вызовов «Скорой помощи» резко снизилось, то к середине ночи ситуация кардинально изменилась. Втрое против обычных показателей увеличилось количество летальных случаев, связанных с гипертоническими кризами, нарушениями сердечной деятельности, с отеками легких. Впоследствии отмечался рост количества психических нарушений среди подростков.
Но были и совершенно противоположные мнения. В частности, известный ученый, академик, нейрофизиолог Н. Бехтерева отзывалась о Кашпировском очень положительно. Она считала его одним из наиболее талантливых психотерапевтов, работу и методы которого необходимо тщательно изучать и применять на практике.
Тбилисский хирург Г. Иоселиани и украинский онколог, доктор медицинских наук Н. Бондарь, проводившие операции во время знаменитых телемостов с дистанционной анестезией, оценивали талант и возможности Анатолия Кашпировского очень высоко. Иоселиани даже выразил готовность в любое время вновь встать у хирургического стола, если анестезию будет проводить Кашпировский.
Этот тест позволит определить вашу степень зависимости от телевизора.