К сожалению, современные дети вынуждены расти в условиях серьезного социального и имущественного расслоения. С каждым годом увеличивается число платных услуг, а сбор ребёнка в школу обходится в весьма значительную сумму. Если детей несколько, то это наносит еще более серьезный удар по семейному бюджету. В школе родители собирают деньги на ремонт, поездки или учебные пособия. Но самым главным элементом престижа среди школьников считается наличие модных смартфонов или планшетов. Поэтому низкий бюджет школьника может стать одной из причин травли.
Современные дети и гаждеты
Во времена детства предыдущих поколений набор гаджетов был невелик. В основном, дети смотрели телевизор, слушали пластинки на проигрывателе или кассеты на магнитофоне. Видеокамеры и видеомагнитофоны появились чуть позже. А персональный компьютер или мобильный телефон считались фантастическими аксессуарами, доступными единицам.
Для современных детей давно стали привычными не только телевизор с несколькими десятками каналов, но также смартфоны и планшеты. Даже малыши 2-4 лет могут смотреть мультфильмы или играть в игры на планшете. А для многих школьников самым главным является вопрос престижа — большим авторитетом пользуются школьники, имеющие самые современные телефоны или планшеты.
Уровень престижа определяется, прежде всего, доходом семьи. Не только техника определенных марок, но и модель родительской машины, зарубежные поездки и одежда определенных марок является критерием успеха у одноклассников. Правда, сегодня все реже можно встретить детей из семей с различным уровнем дохода, обучающихся в одном классе. Более обеспеченные школьники выбирают соответствующие школы.
Для многих школьников наличие определенных вещей является особым показателем престижа и авторитета среди одноклассников. Но далеко не все родители могут позволить себе постоянное обновление техники или одежды. В результате «немодный» ребёнок может стать объектом насмешек и травли.
Дети и родители в условиях общества потребления
Современный ребёнок растет в окружении большого количества разнообразных товаров — игрушек, одежды, бытовой техники и электроники. Он сталкивается с рекламой достаточно рано, поскольку она наполняет не только телевизор, но и интернет. Успешность человека измеряется не только личными качествами, но и набором определенных благ — личного автомобиля, собственной квартиры или дома, возможностью проводить отпуск за границей. Ребёнок впервые сталкивается с понятием «модно» и «не модно» даже не в школе, а в детском саду, и к моменту окончания школы запросы существенно возрастают.
Отличительное свойство любой рекламы — яркая картинка и броский слоган, призывающий купить тот или иной продукт. Ребёнок или подросток больше склонен верить рекламе, чем взрослый, поскольку иммунитет к рекламным уловкам у него еще не выработался. Задача родителей — научить ребёнка понимать, какие товары действительно необходимы, а без каких можно обойтись.
Некоторые семьи стремятся окружить модными брендами даже новорожденных, приобретая самые дорогие аксессуары — детские коляски, кроватки или одежду. Подрастая, ребёнок может привыкнуть к брендам и считать их главным элементом жизненного успеха. Как правило, у него много игрушек, большая часть из которых забыта и моментально заменяется новыми. Стремление семьи одевать ребёнка в дорогую одежду или дарить престижные игрушки может быть объяснено невозможностью или нежеланием уделить ему достаточно внимания.
Воспитание детей в духе бездумного поклонения брендам начинается в родительской семье. Если ребёнок с раннего возраста слышит разговоры о марках одежды, актуальных технических новинках и моделях машин, то с большой вероятностью он будет часто повторять просьбы купить планшет, «как у Маши» или модную сумку «как у Саши». Отсутствие возможности приобретения может привести к серьезным конфликтам, особенно в переходном возрасте.
Если взрослые хотят оградить ребёнка от бездумного потребления, то они должны научить его осознанно относиться к товарам и услугам. Самое главное — дать ребёнку понять, что успех человека определяется его личностными качествами, а не наличием актуальной коллекции модного бренда.
Воспитание детей и осознанное потребление
Пытаясь уберечь ребёнка от мира потребления, семьи часто впадают в другую крайность — отказываются покупать современные игрушки, компьютер или телевизор. В результате он не может полноценно общаться со сверстниками и не имеет представление о современном мире. И это не самая лучшая стратегия воспитания детей, поскольку изоляция приводит к другим серьезным проблемам.
Наличие или отсутствие модной одежды или технических новинок не всегда является признаком бедности. Часто именно семьи с не самым высоким уровнем доходя стремятся «упаковать» ребёнка «не хуже, чем у других». И наоборот, состоятельным семьи учат ребёнка разумному потреблению — скромно одевают и не всегда покупают модные гаджеты.
Воспитание детей в духе разумного потребления включает в себя следующее:
- предоставлять право выбора. Его можно формировать с самого раннего возраста, предлагая ребёнку выбор из 2 игрушек или предметов одежды. Позже он научится различать, что ему действительно нужно, а без чего можно обойтись;
- показывать, что существуют и другие развлечения, кроме шопинга. Если детство ребёнка проходит в торговых центрах, то другие варианты досуга будут казаться ему скучными. Театр, кино, чтение, отдых на природе — все это и многое другое могут быть гораздо интереснее актуальной модели iPhone или коллекции Tommy Hilfiger;
- не использовать вещи в качестве успокоение или награды за отличные отметки;
- беседовать с ребёнком о рекламе и маркетинге, ловушках и трюках, к которым прибегают маркетологи и специалисты по PR и рекламе;
- сменить школу в случае, если отсутствие технических новинок или модной одежды приводит к буллингу;
- разговаривать с ребёнком о вещах, о том, почему он хочет приобрести игрушку, гаждет или кроссовки;
- больше общаться и проводить время не только в торговых центрах.
Осознанное отношение к вещам формируется именно в семье. Чем меньше зависимости от шопинга у взрослых, тем меньше вероятности, что у ребёнка сформируется повышенный интерес или зависимость от вещей, многие из которых ему не понадобятся.