Вопрос о привлечении детей к помощи в домашних делах, на первый взгляд, имеет понятный ответ — ребёнок должен помогать в силу своего возраста и возможностей. На деле же далеко не все дети дошкольного и школьного возраста являются настоящими помощниками родителей. Причин этому много. В первую очередь, это ошибки родителей.
Когда малыши начинают помогать родителям
Интересным моментом является то, что желание ребёнка помогать маме и его способность действительно помочь проявляются в разном возрасте. Еще годовалый малыш с неуверенной походкой и неловкими ручками с удовольствием наблюдает за действиями взрослых, проявляет интерес к хозяйственным предметам: кастрюлям, пылесосу, венику, лейке для цветов.
В 2-3 года малыши копируют действия мамы, стремятся что-то сделать самостоятельно. Для занятой матери такое поведение ребёнка становится дополнительной нагрузкой, ей проще выполнить необходимые действия самой, быстро и правильно, чем контролировать неумелые попытки малыша. А потом устранять последствия его неудачной помощи.
Но позже, если пресекать попытки ребёнка помочь, у него исчезнет желание предлагать помощь. Он привыкнет, что все делают за него, это станет нормой.
Кроме того, проще один раз научить ребёнка складывать аккуратно свои вещи, подметать пол и мыть посуду, чем всю жизнь делать это за него. Независимо о того, мальчик это или девочка, каждый должен уметь убрать за собой посуду, убраться в комнате, вымыть пол.
Иногда родители сознательно стремятся оградить ребёнка от бытовых проблем, понимая так любовь и заботу, стараясь подарить малышу беззаботное детство.
Когда ребёнок становится старше и начинает проявлять эгоцентризм и требовательность в желаниях, родители спохватываются и пытаются внести в воспитание трудовой элемент. Но время уже упущено: начиная с пятилетнего возраста детям свойственно непослушание, настаивание на своих желаниях, капризы. Для того чтобы приучить ребёнка к труду, теперь понадобится больше усилий, беседы, объяснения, возможно, некоторое принуждение.
Польза трудового воспитания детей
Психологи пришли к выводу, что привлечение ребёнка к домашним делам и приучение к посильному труду благотворно влияет на личностное развитие и социальную адаптацию ребёнка.
Ребёнок, помогающий родителям, вырастает человеком с высокой, но адекватной самооценкой, он легко входит в коллектив и занимает в нем достойное место, не вызывая раздражение других людей повышенным эгоцентризмом и амбициями.
Дети-помощники правильно оценивают жизненные условия в своей семье, реже проявляют материальные капризы и осознают уровень родительской заботы. Кто умеет сам заботиться о своих вещах, тот не будет постоянно требовать покупать все новое.
Ощущение своих возможностей делает таких детей более уверенными в себе. Они способны принимать решение, не боятся трудностей и умеют сотрудничать с другими.
Постоянные домашние обязанности приучают детей планировать и рассчитывать свои силы. Он может разбивать сложное задание на несколько простых этапов и выполнять их постепенно. Это хороший опыт, который пригодится в дальнейшей жизни.
Ребёнку-помощнику легче привыкать к школьным занятиям, которые требуют приложения усилий, труда и дисциплины. Он уже знает, что способен справляться с трудностями и не пугается сложных учебных задач.
В будущей своей семье, когда маленький человечек вырастет, ему легко будет наладить жизнь в быту. Он будет ко всему подготовлен. Навыки ведения хозяйства, уборки и приготовления пищи пригодятся не только девочкам, но и мальчикам. Уметь приготовить себе еду и убрать за собой полезно уметь всем.
Рекомендации по приучению ребёнка к труду
Родители должны преодолеть ложно понимаемую заботу о детях и отношение к детской помощи по дому, как к эксплуатации детского труда. Мягкое, но систематическое, вовлечение маленького человечка в бытовую жизнь семьи будет только на пользу.
Не следует пресекать первые робкие попытки малыша подражать родителям в домашних делах. Ребёнок может складывать игрушки и свою одежду, вытирать пыль со стула, подавать вещи для готовки или просушки, накрывать на стол.
В магазине можно поручать брать небольшие товары с полок и укладывать в корзинку. В 3-4 года, когда малыш проявляет наибольший интерес к родительским делам, можно придумать для него много мелких, нетрудных поручений.
Маленькие дети очень чувствительны к похвале и поощрениям, поэтому родители не должны забывать благодарить их за помощь, хвалить, называть мамиными помощниками.
Если ребёнок не проявляет инициативы, взрослым придется попросить или мягко потребовать выполнения задания. Для начала можно предложить выполнить задачу совместно, внести элемент игры или приключения.
Первые попытки малыша наверняка окажутся неумелыми и безрезультатными. Когда он будет мыть посуду, разольет воду вокруг, щеткой может не только подмести пол, но и диван, и другую мебель. Хотя со временем, он научится делать все это лучше.
Задача взрослых — не укорять за неумение и неловкость, не критиковать, чтобы малыш не боялся в дальнейшем предлагать свою помощь. Советы и поучения надо делать в мягкой форме, с полной уверенностью, что в следующий раз все получится просто отлично.
Важным фактором являются четкие и понятные задания. Абстрактные формулировки дети не поймут и даже могут испугаться. Точно откажутся выполнять их. Эффективнее будет обратиться по имени и простыми словами спокойно сказать, что нужно сделать.
Для того чтобы упростить детям выполнение домашних дел, надо позаботиться об удобном расположении всего инвентаря. К примеру, веник и совок должны быть небольшими и легкими. Место для хранения игрушек должно соответствовать росту ребёнка, тряпки для пыли нужно хранить в доступном для детей месте.
В идеале малыш не должен при выполнении поручений зависеть от помощи взрослых. Иначе у него пропадет интерес и осознание своей самостоятельности.
Очень важно в трудовом воспитании отношение взрослых к домашней работе. Она не должна преподноситься как вынужденное, неприятное и неинтересное занятие. В этом случае домашние обязанности автоматически станут наказанием и получат отторжение у ребёнка. Напротив, надо сформировать детский взгляд на домашние дела как на привилегию, и признать в ребёнке самостоятельную личность.
Мамы должны помнить, что лучше потратить определенное время на обучение малыша и в дальнейшем получить реального помощника, чем отказывать ребёнку, желающему помочь. Впоследствии это может привести к конфликтам в семье и проблемам в личной жизни выросшего человека.