Все родители понимают: главная их задача вырастить детей ответственными, самостоятельными людьми. Но к воспитательным процессам все подходят со своим видением стратегии поведения. И на то, в каком возрасте какую долю самостоятельности должен проявлять ребёнок, тоже все смотрят по-своему. Как же наилучшим образом осуществлять родительский контроль?
Должен ли ребёнок быть самостоятельным
На детскую самостоятельность в течение долгого времени родители смотрели не однозначно. С одной стороны, дети должны были принимать активное участие в ведении хозяйства в меру своих сил. С другой стороны они вообще не имели права принимать никаких серьезных самостоятельных решений — «что он может понимать?» Такой подход к воспитанию ребёнка вызвал не одну трагическую ситуацию, чреватую не только психологическими травмами и нарушенными отношениями внутри семьи.
В последние годы в педагогике и психологии наблюдается скорее противоположная тенденция. Родители, которые в свои школьные годы полностью брали на себя уборку в квартире и приготовление еды на всю семью, пока взрослые были на работе, выросли и завели своих детей. Теперь им доступно большее количество ресурсов. Уровень их жизни стал принципиально иным, поэтому для детей они стараются организовать более счастливое детство, чем было у них. Современному ребёнку нет необходимости как можно скорее осваивать навыки самообслуживания, чтобы не страдать от антисанитарии, когда родители рано выйдут на работу. Ему нет необходимости учиться домашним делам — на это есть бытовая техника. Даже в учебе, столь ценимой современными родителями, ребёнок имеет право на адаптацию и плавное вхождение в рабочий процесс. Родители не требуют идеальных знаний с первых же дней в школе.
Родители определяют норму
Вроде бы, посыл представлен весьма позитивный: дети получают больше возможностей в комфортном режиме освоить необходимые для самостоятельной жизни навыки и способности. Им не приходится напрягаться, не приходится всему учиться как можно скорее. Уровень жизни от этого не страдает. Но дети растут, и все чаще неудовольствие начинают проявлять родители, которые сами когда-то выбрали такую модель воспитания. Вот уже подходит к концу начальная школа, а у ребёнка все еще не кончился период адаптации, он так и не может делать уроки сам, даже не пытается записывать домашнюю работу — зачем, для этого есть электронный дневник.
С навыками самообслуживания дело обстоит еще хуже. Если современные родители в свое время должны были научиться стирать одежду, мыть посуду, даже завязывать шнурки, то их дети просто этого не умеют — незачем. Посуду моет посудомойка, шнурков на обуви нет — родители выбирают более простые в застегивании модели. Ну а поддержанием чистоты одежды, посуды и всего жилища также займутся родители — им это теперь проще делать при менее напряженном рабочем графике одного из супругов.
Дети сами — не должны
Пока ребёнок живет дома, и жизнь идет своим чередом, ненормальность такой ситуации бывает не очевидна для родителей. С первым шоком многие сталкиваются, впервые навестив ребёнка в оздоровительном лагере или встретив из долгой поездки. Там редко присутствует полный штат, и дети вынуждены так или иначе ухаживать за собой самостоятельно. Их попытки сделать это могут оказаться серьезным испытанием на прочность: вполне может оказаться, например, что ребёнок вообще не мылся все это время или проходил в одном комплекте нижнего белья. Родители в ужасе, а ребёнок даже не особо понимает — что не так?
Почему происходят такие ситуации? Потому что родительский контроль присутствует в жизни ребёнка не в той мере, в какой должен. Взрослые обеспечивают детям необходимые бытовые условия, но не всегда при этом дают понять, каким именно образом нужно таких условий добиваться, и что вообще необходимо это делать, почему «так» не «сойдет». В итоге дети растут без представления о простейших процессах ухода за собой и без мотивации в эти процессы включаться.
Ошибка родителей, конечно, заключалась в том, что уход за собой и домом не были частью естественной жизни и быта ребёнка с самых юных лет. Конечно, быстро одеть двухлетнего малыша проще, чем позволить ему самостоятельно преодолеть все мучения самостоятельного засовывания ног в соответствующие штанины. Выполнение таких манипуляций облегчало жизнь родителям, а дети, которые поначалу сами охотно пытались справляться с ложкой за столом и одеждой в комнате, постепенно понимали, что — ну его, пусть мама сделает. В итоге процессы, которые должны были полностью автоматизироваться к подростковому возрасту, остались совсем незнакомыми.
Воспитание — непрерывный процесс
Исправлять допущенные ошибки сложнее, чем не допускать их изначально. Но раз ситуация сложилась именно таким образом, а не иначе, родители могут попытаться действовать хотя бы сейчас, пока не совсем поздно. Не стоит читать нотации и отчитывать ребёнка: «Как тебе не стыдно! Ты должен!». Также немного пользы принесут воспоминания о своем детстве: «Вот я-то в твои годы!..» С ребёнком необходимо поговорить по душам, объяснить ему необходимость работы по дому и более тщательного ухода за собой своими силами. Дети в этом возрасте очень ценят отношение к ним как к взрослым — вот на это и стоит сделать основной акцент. «Ты видишь, что делаем мы с папой — потому что мы взрослые. Ты тоже взрослеешь — значит и ты тоже должен выполнять определенные дела, а не полагаться во всем на нас, как малыш».
Конечно, далеко не всегда удается склонить ребёнка к добросовестности и ответственности одними уговорами. Ему может быть лень, или неприятно делать что-то, найдутся более интересные занятия, чем протирать пыль и загружать стиральную машину. В этом случае также не поможет морализаторство: «Как ты не понимаешь, ведь мы тебе доверяли!» И сетования: «Тебе уже столько лет, ты давно должен делать такие вещи сам, без напоминаний,» — не улучшат ситуации. Да, ребёнок должен был бы, если бы изначально рос в другой атмосфере. Но с ним получилось таким образом, а не другим. Значит и методы понадобятся другие.
Понадобится только жесткий контроль во всех принципиальных вопросах. Родители должны для себя определиться с теми процессами, которым они могут позволить остаться невыполненными. Все остальное исполняется обязательно, и родители сразу же проверяют, насколько качественно и вовремя были почищены зубы, выстираны носки, вымыта тарелка после обеда.
Ребёнку покажется это унизительным, ведь он уже не маленький? Родителям стоит выразить полное согласие с такой оценкой ситуации — но что ж поделать, раз вести себя как взрослый ребёнок не соглашается. Вот и приходится обращаться с ним как с маленьким. Как только ситуация исправится, и появится повод доверять ребёнку — тогда и родительский контроль может ослабнуть. Все в руках самого ребёнка.