Мы постоянно покупаем продукты питания, однако порой оказываемся недовольны их качеством. Как получается, что мы приобретаем товар, не соответствующий нашим ожиданиям? Это происходит в немалой степени из-за того, что производители манипулируют покупательской психологией и побуждают людей приобретать товар, который им не нужен. На что надо в первую очередь обращать внимание, чтобы не дать ввести себя в заблуждение?
Здоровье: какая пища полезна и физиологична
Нашему организму необходима естественная пища. Наш пищеварительный аппарат, сформировавшийся в течение многих веков, настроен на натуральные продукты питания. Последние 50 лет, когда пищевые добавки стали использоваться в промышленных масштабах, по сравнению со временем существования человечества — это песчинка. Поэтому наш организм воспринимает посторонние добавки как чуждые ему элементы.
Химические компоненты, присутствующие в продуктах питания, вредны для здоровья. Они трудно выводятся или никогда не выводятся, оседая в органах и засоряя организм. Так портится здоровье, появляются болезни.
Противоречие между требованиями, которые предъявляет здоровье, и желанием бизнеса увеличить прибыль, кажется неразрешимым. Ведь увеличение прибыли — это суть бизнеса, без этого он прогорает.
Как разрешить это противоречие? Контролирующие органы регулярно проводят проверки, однако производители находят способы обойти запреты. Чтобы помешать им это делать, мы, потребители, должны стать более внимательными. Если мы хотим сохранить здоровье, нам надо вдумчиво выбирать товар, который мы кладем в потребительскую корзину.
Продукты питания: как нас обманывают
По результатам проверок продуктов питания лишь треть из них отвечают требованиям, которые предъявляют к ним технические регламенты. К каким хитростям чаще всего прибегают производители, чтобы побудить покупателей приобрести товар? Вот они:
- отсутствие на этикетке сведений о химических пищевых добавках, использованных в продукте,
- утаивание от потребителя замены натуральных молочных жиров пальмовым маслом, использования крахмала и пр.,
- замена мясного или другого сырья более дешевым (например, растительным белком),
- насыщение продукта дополнительной влагой с целью увеличения веса
и т. д.
Недостоверные рисунки
Для маркетологов психология покупателей — изученная область. В их арсенале существует много возможностей для введения потребителей в заблуждение. Например, возьмем рисунки на упаковке. Они обязаны информировать покупателя о том, что в ней содержится. А на самом деле?
Сейчас очень распространено «ненавязчивое» копирование рисунков, которые мы знаем по упаковкам известных пищевых товаров. Например, сгущенка. Многие производители практически копируют синий геометрический рисунок на банке, известный нам еще с советских времен. Однако производители делают его не совсем таким, а очень похожим, скопирован общий образ. А на самом деле это совсем другой продукт питания, часто не натуральный, хотя и маскируется под ГОСТ-овское сгущенное молоко.
То же самое можно увидеть на упаковках спредов. Там изображены упитанные коровы и цветущие луга. На самом деле эти спреды не имеют ничего общего со сливочным маслом, а изготовлены из пальмового. На упаковке даже может быть крупными буквами написано «ГОСТ». Но это не ГОСТ на сливочное масло, а ГОСТ на спред.
Еще один способ введения покупателей в заблуждение: изображение того, что на самом деле в товаре не содержится. Например, на йогуртах часто рисуют аппетитные ягоды клубники, черники, вишни и т. п. Но если прочитать состав, то в йогуртах находятся не сами ягоды, а лишь ароматизаторы, имитирующие их запах.
Не остается в стороне и торговля. Ей тоже нужна прибыль. Поэтому она вносит свою лепту в дезинформацию покупателей, повторяя на ярлыках и ценниках данные, указанные производителями, даже если товар расфасован и упакован непосредственно в самом магазине.
Психология покупателя: инструмент, на котором можно играть
Подчас фальсификации можно обнаружить только в лабораторных условиях. Однако есть масса уловок и приемов, с помощью которых производители воздействуют на психологию покупателей. В отделах маркетинга работают квалифицированные специалисты, которые являются хорошими психологами. Они разрабатывают стратегии «относительно честного отъема денег» у населения, стараются сделать так, чтобы обман покупателей был завуалированным.
Вот наиболее распространенные из этих хитростей:
- очень мелкий шрифт, с написанием, которое очень трудно читается; обычно таким шрифтом пишут фактическое наименование продукта питания («творожный продукт», «сырный продукт»), его ингредиенты и пр.,
- маркировка товара, указанная в трудно доступном месте, например, на дне бутылки или банки, или в прилегающих складках упаковки,
- изменение названия ингредиента таким образом. чтобы оно выглядело более «благородно» (вместо соевого белка пишут «растительный белок», вместо пальмового масла пишут «растительное масло» и т. д.),
- очень распространенный прием: уменьшение веса или объёма товара, например, сахар и крупы вместо килограммовых упаковок расфасовывают по 900 г; то же самое касается молока: его разливают по пакетам по 900 мл, вместо того, чтобы делать их литровыми, как это было принято.
За этим скрывается доскональное знание психологии большинства потребителей. Многие ли покупатели обращают на это внимание? Кто из них станет отыскивать, где расположен мелкий шрифт, да еще мучиться, чтобы его прочитать? Для большинства из них главное — купить товар и пойти кормить семью. В результате лишь единицы внимательно вчитываются в состав продукта.
«Хитрые» надписи
Есть и другие ухищрения, например, основанные на попытках недобросовестной конкуренции. В частности, на бутылках с растительным маслом пишут: «Не содержит холестерина». Но растительные продукты питания в любом случае его не имеют, он бывает только в пище животного происхождения. Тем не менее, такая надпись может повлиять на выбор некоторых покупателей. Она является уловкой с целью заставить человека купить данный товар. Все это — работа маркетологов, манипулирование психологией потребителя.
Далее, ряд производителей дают своему товару выдуманное название, сходное с наименованием известной продукции, завоевавшей признание потребителей. Например, возьмем «Докторскую» колбасу. Колбаса с таким названием — это зарегистрированная торговая марка, имеющая строго определенный ГОСТ, которому она обязана соответствовать.
Что делают некоторые производители? Называют свою продукцию «Докторская любимая». При этом слово «Докторская» пишут крупно, а слово «любимая» — мелко, другим шрифтом. Психология человека такова, что он доверяет знакомым названиями, поэтому невнимательный потребитель купится на это. А потом будет разочарован, так как состав «докторской любимой» колбасы может в корне отличаться от всем известной ГОСТ-овской.
Или другой пример. Печенье называется овсяным. Но если прочитать его состав, то на первом месте стоит пшеничная мука, а овсяная находится на предпоследнем месте. Это означает, что там она имеется в очень малом количестве. То же самое относится к так называемым «клубничным» или «черничным» йогуртам, «фермерскому» или «кремлевскому» спреду и т. д.
Можно привести еще много примеров обмана потребителей (если не прямого мошенничества, то явного введения в заблуждение). Что тут можно сказать? Только посоветовать покупателям быть внимательными, читать информацию, помещенную на этикетках. Это поможет хотя бы частично уберечь себя от маркетинговых манипуляций.