Маленькие дети могут не только умилять и радовать. Иной раз в них вдруг просыпаются настоящие монстры — капризные, истеричные, агрессивные. Только что рядом с вами находился чудо-ребёнок и вы им гордились. А теперь не знаете, куда деться от стыда. Причем эта трансформация может произойти везде: на детском спектакле, в магазине, на празднике в детсаду или школе, в гостях у родственников.
Для многих родителей это оказывается неприятным сюрпризом. Они просто не готовы к таким внезапным и неприятным переменам, а потому сами реагируют на это эмоционально и импульсивно, только усугубляя ситуацию. Ведь в большинстве случаев причина такого срыва ребёнка в том, что он просто еще не владеет даже начальными навыками самоконтроля и не умеет управлять своими чувствами и эмоциями.
Чтобы развитие ребёнка проходило более гармонично, а его поведение было стабильно адекватным, мамам и папам придется приложить немало усилий. Их задача — научить своего малыша навыкам самоконтроля, выработать правильную реакцию на окружающий мир, которая в будущем облегчит им вступление во взрослую жизнь.
Нужны ли для раннего развития ребёнка навыки самоконтроля
Совсем маленькие дети и взрослеющие подростки требуют, конечно же, разного подхода. У них разнится личный опыт, восприятие окружающего мира, психология. Однако было бы неправильным откладывать уроки по управлению своим поведением до возраста тинейджера.
Начинать следует буквально с пеленок, чтобы не упустить время и возможность повлиять на развитие ребёнка в плане воспитания самоконтроля.
Физические возможности малышей в возрасте до двух лет крайне ограничены. Они многого хотят, но, как правило, просто не в состоянии получить желаемого. На это несоответствие они часто реагируют агрессией и истерикой.
Задача родителей — предотвратить этот эмоциональный всплеск или быстро купировать его. Для этого можно отвлечь ребёнка яркой игрушкой, мультиком, неожиданным вопросом или интересной ему сказкой. В возрасте от двух лет психологи рекомендуют использовать прием, называемый тайм-аут. Малыша надо просто убрать на нейтральную территорию, где отсутствует раздражающий или, напротив, вожделенный объект. Это дает ему возможность успокоиться, снизить эмоциональный накал.
Этот же метод можно применять и в том случае, когда возраст составляет 3-5 лет. Но такой ребёнок уже понимает серьезность родительских запретов и его можно не просто переместить в спокойное место (например, в комнату, где нет игрушек и телевизора с мультиками). Но и попробовать объяснить ему, для чего и почему это делается. Как только малыш успокоится, можно разрешить ему вернуться к своим привычным занятиям. Это позволит ему ощутить необходимость самоконтроля. Ребёнок понимает: если взять эмоции под контроль, ситуация меняется к лучшему.
В школьном возрасте уровень этого осознания возрастает еще больше. У детей возникает четкая причинно-следственная связь между неподобающим поведением и его последствиями. Осознавая это, ребёнок 6-9 лет в состоянии проявить самоконтроль в определенных ситуациях. В этом возрасте особенно важно заметить такие попытки, похвалить за них.
Как родители должны воспитывать самоконтроль у подростков
Чем ближе к переходному возрасту, тем больше сложностей возникает при взаимодействии отцов и детей. Но одновременно появляется и больше возможностей для конструктивного диалога.
Сознание 10-12-летнего ребёнка достаточно развито, чтобы анализировать свои поступки и их последствия. Если родители замечают подобные навыки самоконтроля, следует всячески поддерживать их проявление.
В подростковом возрасте в развитии ребёнка наступает новый этап. К 13-17 годам он уже прекрасно осознает необходимость контроля за своими действиями и эмоциями. Более того, он начинает ценить умение владеть собой.
Поддерживайте в подростке подобные настроения. Подскажите ему, что хороший самоконтроль поможет наладить общение с другими людьми, повысить концентрацию во время занятий, добиться успехов в учебе и тех увлечениях, которые для него важны. Здесь уже не получится действовать, как с несмышленым малышом, — отказать ему в десерте, пока не съеден ужин. На подростка, скорее всего, не подействует и ваш грозный голос на повышенных тонах — родители должны найти возможность убедить его, показать выгоду самоконтроля.
Как действовать при утрате детьми контроля над собой
Ситуации в жизни бывают самыми разными. Иной раз дети проделывают такое, что взрослым кажется просто невозможным сдержать свои эмоции. Это тот момент, когда следует максимально задействовать механизм родительского самоконтроля.
Погасите в себе искушение накричать на ребёнка, чтобы тем самым не встать с ним на один уровень. Это подорвет не только ваш авторитет, но и естественное детское уважение к взрослому человеку.
Для правильного развития ребёнка очень важно собственным примером показать, как именно работает механизм самоконтроля. Он пытается добиться исполнения своего желания с помощью истерики? Оставайтесь спокойны и непреклонны в собственной позиции, если вы в ней уверены. Будьте справедливы: подробно поясните ребёнку, почему невозможно выполнить данное желание.
Донесите до него, что за неприемлемое поведение (например, в публичном месте, в присутствии других людей) обязательно последует наказание.
Не ограничивайтесь только словами. Если речь зашла о наказании, оно должно быть неизбежным. Но с одним условием: в нем не должно быть жестокости или мстительности.
Оно должно быть понятным и справедливым, адекватным к совершенному проступку, но в то же время причиняющим существенные неудобства. Например, это может быть запрет на использование гаджетов или на просмотр любимых мультиков. Главное при этом, чтобы ребёнок четко осознал следующее:
- истерика никогда не приведет к получению желаемого;
- за такое поведение неизбежно последует наказание.
Эти умозаключения в голове ребёнка обязательно приведут его к моделированию схемы самоконтроля. Особенно если контроль над собой практикуют и сами родители, не допускающие негативных эмоциональных всплесков.
В редких случаях, когда все делается правильно, но истерики продолжаются — необходима профессиональная помощь детского психолога, который поможет разобрать проблемную ситуацию со всех возможных сторон.