Буллинг ( от английского “bully” — издеваться, задирать) — отношения, предполагающие издевательства одного или нескольких человек над жертвой. Причин для него может быть много — внешность, манера поведения или другие мотивы, не всегда понятные окружающим. В основе буллинга лежит один главный мотив, определяющий все остальные, — стремление детей или взрослых к самоутверждению. Основная проблема жертв школьной травли — нежелание обращаться за помощью к родителям или учителям.
Буллинг — нездоровые и опасные отношения внутри школьного коллектива
Нездоровые и опасные отношения, называемые «буллингом» или травлей, существовали в коллективах практически во все времена и во всех странах. Они считаются одной из самых серьезных проблем, приводящих к печальным и катастрофическим последствиям для психики ребёнка или подростка. Современные формы буллинга приобретают все более изощренный характер — к побоям и насмешкам в школе прибавляются издевательства и оскорбления в социальных сетях, так называемый «кибербуллинг».
Часто дети, ставшие жертвами буллинга, не хотят обращаться за помощью ко взрослым. Это происходит по нескольким причинам — они боятся огорчить их, не быть услышанными или считают дурным тоном жаловаться, поскольку это может усугубить их и без того опасное положение. Печальные последствия конфликтных отношений в школьном коллективе известны многим.
Инициаторами буллинга далеко не всегда становятся дети и подростки из неблагополучных семей. Жертвы конфликтных отношений с одноклассниками встречаются и в престижных учебных заведениях, и в закрытых элитных школах. Одна из особенностей детской и подростковой психологии — значимость мнения коллектива. Поэтому группа одноклассников может выделять того, кто в чем-то не похож на них, и издеваться над ним.
Характер отношений в школьном коллективе во многом определяют взрослые — педагогический коллектив и директор школы. Там, где буллинг не поощряется и авторитет педагога достаточно высок, печальных случаев травли гораздо меньше.
Какие дети становятся жертвами буллинга?
Отличие ребёнка от коллектива — самая распространенная причина буллинга. Травить могут по самым разным причинам — из-за нестандартной внешности, особенностей поведения, физических недостатков, иной этнической принадлежности и многих других. Жертвой буллинга может стать и новый ученик в классе, и отличник, которые не умеет достойно ответить на насмешки, издевательства или унизительные шутки. Ребёнок или подросток, чья реакция на насмешки забавляет агрессора, с высокой вероятностью становится жертвой многочисленных эпизодов травли.
Агрессором чаще всего становится ребёнок или подросток с нарциссическими чертами характера. Часто агрессора окружает «свита», двое или трое одноклассников, которые ощущают свою значимость только при расположении агрессора.
Позиция класса по отношению к агрессорам или жертвам может быть различной. Коллектив может пассивно наблюдать и не придавать особого значения эпизодам травли. Но из него могут выделиться и защитники, которые могут пытаться заступиться за жертву буллинга. К сожалению, многие подростки боятся выступать в роли защитников из-за недостаточной уверенности в собственных силах и неспособности объединяться и давать агрессорам достойный отпор.
Ребёнку гораздо легче пережить травлю и покончить с буллингом, если у него есть поддержка значимых взрослых. Если родители придают буллингу серьезное значение и не считают ребёнка виноватым в том, что над ним издеваются, то они будут оказывать ему всестороннюю поддержку. Но ребёнок не всегда готов обратиться за помощью ко взрослым.
Как родители могут помочь ребёнку в ситуации школьной травли?
Ребёнок может скрывать факт школьной травли. Но сами родители могут догадаться о ней по следующим признакам:
- травмы — ушибы, ссадины, синяки, о которых ребёнок рассказывает неохотно или неправдоподобно, например, «упал сам»;
- испорченные вещи — разорванные учебники или сумка, разбитая техника;
- настоящие или придуманные недомогания или болезни из-за нежелания идти в школу;
- подавленное настроение;
- отсутствие желания есть или стремление «заедать» стресс;
- ухудшение успеваемости, потеря интереса к учебе;
- попытки «отыграться» в виде издевательств над младшими братьями или сестрами.
Если взрослые замечают один или несколько тревожных признаков, то им следует обязательно поговорить с ребёнком о том, что происходит в школе. Уклончивые ответы или нежелание рассказывать могут также стать поводом для опасений. Следует помнить, что ребёнок может бояться рассказывать взрослым об эпизодах травли, поскольку опасается получить репутацию «ябеды» и ухудшить свое положение.
Когда взрослые догадываются о том, что ребёнка травят, им следует попытаться научить ребёнка некоторым психологическим приемам, которые помогут эффективно противостоять травле. Чувство юмора не слишком развито у подростков, но работе над собой его можно натренировать, и тогда оно поможет одержать победу над обидчиками. Мероприятия по тренировке уверенности в себе — спорт, танцы или другие занятия, позволят ребёнку найти новых друзей и изменить отношение к самому себе.
Матери и отцы должны иметь представление о ситуации в школе. Если ребёнка травят, им необходимо поговорить с классным руководителем или директором и обсудить меры борьбы со школьной травлей. В особо тяжелых случаях необходимо собрать доказательства буллинга и обратиться в вышестоящие образовательные инстанции, а также за юридической помощью.
Наконец, если взрослые убедились в нездоровой атмосфере школы и невозможности повлиять на нее, необходимо выбрать ребёнку другую школу. Но перед сменой школы следует провести своеобразное «расследование», понаблюдать за педагогами, классами, поговорить с людьми, ребёнок которых также может обучаться в новой школе.
Буллинг в школе — это не просто «детские игры», как думают некоторые взрослые. Он опасен не только для самооценки и психики жертвы, но и для окружающих, поскольку спровоцированная жертва сама может превратиться в агрессора. В целом, борьбу с буллингом должны вести не только школьники, но и взрослые — родительские семьи, педагоги, психологи и юристы.