В различных ситуациях, требующих от детей собранности и самообладания, они могут проявлять абсолютно противоположные качества. Как сделать развитие ребёнка максимально гладким и комфортным? Что делать, если от малейшего выступления на публике, на уроке или при общении с незнакомыми людьми у ребёнка появляется волнение, которое он не в состоянии контролировать?
Развитие ребёнка: понятие чрезмерной тревожности
Школьные или детсадовские занятия для детей довольно часто предполагают одиночное выступление ребёнка. Ответ у доски, с места, рассказ на публике среди своих «коллег по цеху» или группы родителей, когда на него смотрит несколько пар чужих глаз, — мероприятие довольно волнительное для многих. При контакте ребёнка с обстоятельствами, чуждыми ему ранее, может возникать чувство тревоги. Это в большинстве случаев обусловлено недостатком информированности, невозможностью маленького человека повлиять на течение происходящего. Провоцируется тревога ощущением угрозы собственной безопасности.
Само по себе чувство тревоги не только нормальное явление, но и серьезная необходимость. Благодаря ощущениям такого характера дети учатся овладевать собой в различных ситуациях. Но если тревожность проявляется часто, чрезмерно и не поддается контролю, родителям важно знать, как вести себя в таких ситуациях, чтобы помочь малышу справиться с «бедой» и предотвратить ее повторение.
Мы поговорим о тревоге малыша, вызванной ошибками родительского воспитания. Развитие ребёнка — процесс трудоемкий и крайне ответственный для каждой мамы и любого папы. Избежать ошибок не удается даже самым информированным. Какое же поведение домочадцев чаще всего провоцирует у ребёнка развитие излишней тревожности?
Семейные отношения и причины развития тревожности у детей
Дружба в семье — одна из составляющих успешного развития детей. Чаще всего причиной чрезмерного волнения у малышей становятся не психологические нарушения, а абсолютно естественные, бытовые, воспитательные недочеты. Любящие родители, заметив признаки волнения ребёнка, тщательно стараются оградить его от источника дискомфорта, оказывая чаду «медвежью услугу». Полноценное развитие ребёнка не может происходить в исключительно благоприятной, «эмоционально стерильной» среде.
Дети переживают, волнуются, и это нормально. Задача родителя — помочь малышу научиться справляться со своими эмоциями, какого рода они бы ни были, стать партнером на сложном пути. Отстраняя ребёнка от решения собственных проблем, мы увеличиваем в его глазах масштабность этих неприятностей, не давая возможности понять, что с ними нужно делать.
Следующие советы помогут родителям вести себя правильно.
Значение дружбы: как вести себя родителям
Существует всего несколько простых правил, которые помогут взять ситуацию под контроль. Но следовать им необходимо всем родным малыша. Главное, что следует понять: постоянное ограждение от провоцирующих тревогу факторов — наихудшее решение данного вопроса.
Избавление от «волнующего» фактора поможет подарить малышу краткосрочное душевное спокойствие, но усилит страх перед этим фактором в долгосрочной перспективе. Не стоит избегать сложностей. Ограждая ребёнка от них с раннего возраста, есть риск воспитать взрослого, который избегает любых трудностей.
- Нельзя давать пустых обещаний. Для того, чтобы успокоить взволнованного школьника перед сложной контрольной, многие мамы произносили фразу: «не переживай, ты напишешь на отлично». Но ведь гарантировать такой исход со стопроцентной вероятностью невозможно. Давая невыполнимые обещания, взрослые расшатывают детское доверие, а, следовательно, и ощущение безопасности. Никто не может дать гарантий, что при катании на роликах ребёнок не упадет или что укол не будет болезненным. Важно мягко, но реалистично вводить малыша в курс предстоящего мероприятия. По мере постепенного соприкосновения с трудностями тревожность будет снижаться.
- Дети — пусть еще маленькие, но тоже полноценные люди со своим мышлением. Важно уважать их чувства, не давая подпитки страхам. Проявляя чувствительность и понимание во время обсуждения страхов, не стоит потакать всему услышанному. К примеру, не стоит смеяться над страхом похода к стоматологу, но и не нужно излишне сопереживать, нагнетая обстановку. В данной ситуации важна поддержка. Ребёнок должен понять, что трудности будут, но он в состоянии совладать с собственными эмоциями. Это можно выразить во фразе: «Я знаю, что ты боишься, это нормально. Я буду рядом, чтобы тебе было легче справиться».
- Также лучше избегать наводящих вопросов. Возможно, малыш и не знал, что к стоматологу идти страшно, пока мама не спросила: «Ты не боишься сегодняшнего визита к врачу?» Если даже такой авторитетный для него человек считает, что есть чего опасаться, это подходящий повод для паники. Вместо «Боишься ли ты?», гораздо лучше спросить: «Готов ли ты?»
- Держите под контролем собственные страхи. Волнуясь за своего ребёнка, родные могут передавать это состояние вербальным и невербальным способом. Не стоит выказывать признаки волнения на концерте, где выступает малыш. Это может пошатнуть его уверенность в себе, спровоцировав увеличение волнения.
- Информационные потоки в наше время широко доступны. Важно фильтровать информацию для восприятия детей. Они не могут закрыть глаза на происходящее в окружающем их мире. И в силу непонимания еще многих вещей может возникать частое ощущение тревоги. Дети слышат, о чем беседуют взрослые, что идет по телевизионным новостям, даже когда кажется, что они заняты своими делами — они здесь и внимают. Детское мышление в условиях ограниченности опыта и знаний не способно разобраться, что из этого всего им действительно угрожает, а что нет. Как говорилось ранее, полностью ограждать от неприятных тем не стоит, но следить за качеством потребляемого контента ребёнка и отношением к нему — необходимо. Ведь в наше время можно увидеть множество сцен, фильмов, сюжетов, которые будоражат умы даже взрослых людей. Важно смотреть вместе с ребёнком новости и прочие «адекватные» телепрограммы, поддерживая в процессе просмотра доверительный диалог. Таким образом можно по ходу получения информации ребёнком помочь усвоить ее безболезненно, не заставляя тревожиться попусту.
Занятия для детей для улучшения навыка самообладания
Какие вещи и занятия для детей способны культивировать в них чувство самообладания? Психологи в данной ситуации советуют следующее.
Можно завести домашнее животное, например, кота или хомячка, доверив уход за ним ребёнку (естественно, под присмотром и с помощью взрослого). Такое занятие для детей позволяет им стать на ступеньку взрослее. Роль «наставника» поможет укрепить веру в собственные силы, а взаимодействие родителей и малыша в процессе ухода поможет наладить доверительные отношения.
Также можно научиться выполнять специальные дыхательные упражнения, которые окажутся полезными непосредственно в момент приступа волнения.
Если вышеуказанные меры не приносят результата, важно своевременно обратиться за помощью к специалисту, например, детскому психологу. Потому что систематическая тревожность может стать поводом для развития серьезных психологических расстройств.