Порой наши действия, проекты, идеи и мысли вызывают ряд критических замечаний со стороны других людей. Первым делом наша психика воспринимает любые отрицательные замечания в штыки, мы начинаем ощущать обиду и чувствуем, как снижается наша самооценка. Однако настолько ли плоха критика и как следует правильно к ней относиться, чтобы избежать болезненной реакции?
Оказывается, методов восприятия критических замечаний довольно много. Они различаются в зависимости от типа самой критики (включая даже самую прямолинейную и бесцеремонную ее подачу), и помогают нивелировать негативные эмоции, возникающие при коммуникации с различными категориями людей.
Взаимосвязь типов критики и негативных эмоций
В социологии традиционно выделяется два типа критических замечаний: критика конструктивная и деструктивная. В современной жизни, когда культура общения очень часто оказывается практически на нуле, преобладает именно второй тип критики. Чаще всего именно он способен обидеть, вызвать возмущение и недоумение.
Деструктивная критика — это замечания, которые построены на оскорблениях, обидных аналогиях, агрессивной подаче и унизительных сравнениях. Задачей человека-критика является не указание на недостатки, как таковое, а унижение и обесценивание человеческих чувств.
Например, когда девушке говорят, что платье ей не идет, поскольку она в нем похожа на перетянутую молочную колбасу с кривыми ногами, настоящей критикой подобное заявление назвать сложно. Сгусток ответных негативных эмоций моментально поглощает человека, даже если замечание было высказано без явной цели оскорбить, а просто мимоходом.
Чем же отличается психика конструктивная от деструктивной? Конструктивные замечания имеют созидательную основу. Это значит, что человек не только подтверждает свои слова, но еще и предлагает пути решения проблемы. Также в основе конструктивной критики лежат хоть и строгие заявления, но не оскорбляющие, а воодушевляющие.
Если взять в пример первую ситуацию с платьем, то конструктивный критик скажет, что платье девушке не подходит, поскольку не подчеркивает ее красивую талию и не подходит по цвету к интересному оттенку глаз. Подобное замечание заставит человека задуматься, но не обидит и не окажет отрицательного влияния на психику.
Особенности психики: кому сложно воспринимать критику
Для психики многих людей болезненна любая критика, даже конструктивная. С чем это связано? Существуют определенные группы личностей, которым сложно воспринимать любые отрицательные слова или замечания на свой счет. К ним можно отнести:
- перфекционистов, которые стремятся к совершенству во всем (в жизни, хобби, работе, семье, личных взаимоотношениях, дружбе);
- личностей с выраженным синдромом отличника: они не привыкли быть нигде, кроме как на первых местах, и любое замечание воспринимается ими как самый большой провал;
- пессимистов и людей с крайне низкой самооценкой: несмотря на то, что такие личности всегда готовы к критике, они все равно болезненно на нее реагируют, поскольку не верят, что достойны лучшего.
Подавляющий процент людей не знает, как адекватно воспринимать критические замечания. Иногда негативные эмоции застилают разум настолько, что кроме подавленного молчания или ответных оскорблений в адрес оппонента ничего на ум не приходит.
Однако социологи и психологи предлагают множество действенных приемов, которые позволят не навредить своей психике и отреагировать на любой неприятный выпад адекватно, не спровоцировав этим еще больший конфликт.
Культура общения: как правильно реагировать на критику
Реакция на критику — важная составляющая культуры общения. С помощью различных способов взаимодействия как с конструктивной, так и с деструктивной критикой можно сохранить отношения с важными для вас людьми.
Всегда стоит помнить, что очень часто критические замечания — это орудие манипуляторов, которые стремятся подставить, унизить, переложить вину на человека или просто спровоцировать его на проявление отрицательных эмоций.
Но бороться с этим можно: помогут полезные советы, рекомендации и определенные правила поведения.
- Учитесь самообладанию
Давать отпор нет никакого смысла, если в качестве оппонента выступает, например, ваш прямой руководитель. Сохранить работу и самоуважение поможет только развитие такого важного качества как стрессоустойчивость. Психологи предлагают следующее простое упражнение для развития самообладания: каждый день сидите в тишине в течение 20-25 минут, пытаясь расслабиться и отвлечься от любого шума.
- Развейте навык отвлекаться от негативных ситуаций
Умение абстрагироваться — очень важная способность, помогающая сместить акцент восприятия с отрицательных эмоций на позитивные. Таким образом негативные моменты просто отходят на второй план и уже не вызывают такого явного отклика.
- Не начинайте оправдываться
Оправдания действуют на манипуляторов возбуждающе. Вместо 10 слов критики можно получить все 110. Поэтому даже если вам есть что сказать, не пытайтесь себя обелить. Просто спокойно задайте вопрос: «Что я могу сделать, чтобы исправить ситуацию?»
- Научитесь сортировать замечания
Пропустите поток критических мыслей через себя: возможно, вы действительно извлечете из них что-то полезное. Однако старайтесь отделять оскорбительную критику от конструктивной: нередко манипуляторы используют их в паре.
- Не показывайте своих негативных эмоций и переживаний
Часто критики специально пытаются вызвать человека на показ тех или иных чувств. Старайтесь не поддаваться на провокацию и отвечайте в спокойном тоне, без повышения интонаций, страха и невербальных проявлений (жестов, мимики).
- Благодарите за замечания
Возможно, проблемы это не решит, но такой метод может успокоить манипулятора. Человека с конструктивной критикой благодарность только расположит по отношению к вам.
- Поймите, что невозможно нравиться всем
Каждое мнение, высказываемое на работе, в семье, в среде друзей, в интернет-сети — понятие субъективное. То, что не нравится кому-то, может нравиться вам, и наоборот. Многие люди, прибегающие к агрессивной критике, пытаются просто самоутвердиться за чужой счет, поэтому оскорбительные замечания не должны иметь вес в вашей жизни. Прислушивайтесь к адекватным замечаниям и точно так же пропускайте мимо ушей деструктивную критику.
Культура общения — это большой пласт человеческого взаимодействия. С ее помощью можно научиться правильно реагировать на критические замечания: без самоуничижения и без последствий для самооценки или мировоззрения.