Когда ребёнок начинает обучение в школе, у него появляется не только много новых знакомых и интересных событий, но, в первую очередь, и огромное количество ограничений и обязанностей. От того, как он с ними справится и научится ли решать многие из них самостоятельно, зависит уровень его обучения и отношения к школе в дальнейшем.
Для того чтобы он ходил в школу с удовольствием, нужно учить его быть самостоятельным. Но стоит помнить, что, при этом, у него не должно возникать чувство брошенности. Как родителям найти «золотую середину» между приучением к ответственности и поддержкой? Как научить школьника делать домашнее задание самостоятельно?
Зачем ребёнку самостоятельность?
В ходе многолетних педагогических наблюдений и психологических исследований, было установлено, что, если ребёнок не был приучен к самостоятельному выполнению уроков, то и впоследствии, он останется в зависимости от родителей или других людей. Все это происходит из-за того, что до 4 класса у него сохраняется вера в неоспоримость родительского и учительского авторитета, а также присутствует наиболее яркий интерес к учебе. В более поздний период ситуация существенно меняется — ученик, за которого почти всегда делали уроки родители, теряет интерес к школе. Ребёнку нужно помогать, когда он не справляется и верить в него, однако, с первых учебных лет он должен знать, что обучение — это его ответственность. Только это поможет ему самостоятельно справляться с домашним заданием.
Рабочее место школьника
Дети нуждаются в том, чтобы их рабочее место дома было комфортным:
- желательно, делать уроки в одно и то же время;
- школьные принадлежности, включая тетради, ручки, учебники и прочие вещи, должны храниться в четко отведенных местах;
- стул должен быть удобным и обязательно подходить ребёнку по росту, а также способствовать правильной позе во время сидения;
- рабочее место ученика должно быть оснащено настольной лампой и специальными подставками для учебников.
Что касается времени, то, врачи настаивают на том, что самое продуктивное время для занятий наступает с трех часов дня и длится до 6 часов вечера. Однако все чаще, эти часы невозможно использовать из-за обилия занятий в различных секциях. От дополнительного развития ребёнка, конечно же, отказываться не стоит. Родители могут распределить его время так, чтобы письменные уроки он выполнял до дополнительных занятий, а устные после, или наоборот. Кроме этого, важно обязательно хвалить ребёнка за самостоятельно выполненные задания, особенно, если он сделал все правильно и в срок.
Важность мотивации
На сегодняшний день, говорят о трех широко применяемых способах мотивации ребёнка на самостоятельное выполнение заданий: одобрение родителями и учителями, получение хороших отметок и материальная выгода.
При этом, младшим школьникам важнее всего получать одобрение родителей и похвалу, даже за самые незначительные успехи. С течение времени, значимость похвалы снижается, но, потребность в одобрении все также сильна и у подростков, даже, если они этого не показывают.
Чем выше мотивация у ребёнка в первом классе, тем больше шансов остается для того, что он не потеряет интерес к учебе в дальнейшем и будет учиться на «четыре» и «пять». Когда родители сопровождают учебный процесс, то делают его интересным и увлекательным и детям нравится учиться.
Младшим школьникам полезно играть в игры, в которых они могли бы тренировать свои интеллектуальные способности, развивать мышление и другие познавательные процессы. Похвала за старания — основной фактор создания хорошей мотивационной сферы дома и в школе.
Оценки и дети
Оценки важны в любом возрасте. Однако, они не должны иметь главенствующее значение. Очень важно понять, на что способен ребёнок. Часто, родители ждут от собственных детей более значимых результатов и, постоянным давлением, загоняют их в состояние стресса и полного неудовлетворения собой. Дети становятся тревожными, нервными, нередко, получение плохих отметок становится для них трагедией, почти вселенского масштаба. К тому же, эффект может оказаться обратным в тех случаях, когда ребёнок регулярно получает оценки ниже собственных ожиданий.
Родителям нужно заботиться о том, чтобы ученик с первого класса понимал, что оценка не дает ему характеристику, как человеку, и, если он получил низкий балл, то не стал после этого двоечником. Главное предназначение школьной отметки — оценивать уровень знаний. Если у ребёнка снизится уровень тревоги, то он станет делать уроки с большим удовольствием, нежели в то время, когда страх получить «двойку» мешал ясно мыслить и блокировал творческие способности.
Манипуляции со стороны родителей
Для многих родителей самым простым решением является материальное поощрение детей за получение ими хороших оценок. К такому поощрению можно отнести не только денежное вознаграждение, но, также, разрешение играть в компьютерные игры или просмотр любимых фильмов и передач, покупку сладостей и многие другие. Однако, слишком часто так поощрять нельзя — ребёнок может начать манипулировать родителями, выполняя работу только при наличии вознаграждения.
Гораздо эффективней, вместо манипуляций, повысить детскую учебную мотивации. Когда ребёнок ходит в школу с удовольствием, ему интересно получать новые знания и изучать окружающий мир, его оценки будут положительными, а сам он станет стремиться к тому, чтобы хорошо учиться и получать похвалу родителей и педагогов.
Контакт с ребёнком вместо криков
Детский психолог Людмила Петрановская в своей книге «Тайная опора» делится секретами — как учить уроки с ребёнком без лишних криков и раздражения. По ее мнению, детям, особенно первоклассникам, жизненно важно знать, что они приняты родителями. От понимания этого, зависит работа их познавательной сферы. Это значит, что, если ребёнок чувствует себя, нелюбимым, ненужным, брошенным, то, он не сможет активизировать внимание, мышление и восприятие для того, чтобы справиться с уроками. В каких случаях отношения между детьми и родителями отличаются холодностью?
- когда ребёнок подвергается осуждению, несправедливой критике;
- достижения ученика игнорируются, а ошибки замечаются;
- родители кричат или применяют физическое наказание.
Людмила Петрановская советует родителям: прежде, чем сажать школьника за уроки и ждать от него хороших результатов в учебе, сначала следует наладить с ним близкий контакт. Благодаря чему дети становятся радостными и спокойными?
- уверенность в том, что их любят любым;
- безопасность и надежность родителя;
- отсутствие тревоги по поводу получения низкой оценки;
- улыбка родителя, общение с ним;
- разговор по душам о волнующих проблемах.
Взрослым следует воздерживаться от криков и ругани. Также, ни в коем случае нельзя делать за ребёнка его задания — это сэкономит время родителей, но не принесет ученику никакой пользы. Помогать можно только в случае возникновения серьезных затруднений. А вот проверять выполнение заданий нужно не от случая к случаю, а ежедневно.