03.08.2016 4901

Развитие ребенка: с какого возраста надо приучать к труду?

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Работа, труд, обязанности — казалось бы, какое отношение эти «взрослые понятия» имеют к детям?Оказывается, самое прямое. Раннее развитие детей будет неполным, если в него не заложить программу трудолюбия, которая важна для формирования личности. Умения и навыки со временем приобретутся, важно, чтобы они «упали на благодатную почву». Не стоит забывать — все, что заложено в детстве, остается на всю жизнь. А первые навыки труда дети получают в семье, и домашний труд — тот самый исходный момент, от которого будут зависеть дальнейший жизненный путь: карьерные успехи и комфорт личного существования.

Развитие ребенка: первые трудовые навыки

Многие считают, что приучать ребенка к труду и работе по дому имеет смысл лет с пяти, когда он сможет уже осмысленно справляться с элементарными обязанностями — обслуживать себя и выдерживать дополнительную физическую нагрузку. Это большое заблуждение. Стремление продлить беззаботное детство может только навредить полноценному развитию ребенка. Точной даты и возраста, когда надо начинать приучать ребенка к труду по дому не существует. С одной стороны можно сказать, что сделать это никогда не поздно, с другой — как только ребенок научился ходить и говорить, ему уже можно давать легкие задания по дому, которые постепенно приучат его к труду во всех смыслах этого слова. С небольшой оговоркой — раннее развитие детей предполагает задания, которые должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Так что можно сказать, что развитие ребенка, выраженное в его трудовых успехах, можно начинать с самого раннего детства.

Раннее развитие детей: от полутора до трех лет

Раннее развитие детей: от полутора до трех лет

В этом возрасте все успехи начинаются с подражания. Полуторагодовалый ребенок с удовольствием повторяет за родителями их действия, когда те трудятся по хозяйству. Пусть делает он это неумело, все роняя и проливая. Со стороны родителей важно правильно реагировать на эти действия, и не отбить у ребенка охоту «трудиться по дому». Надо подобрать для него те виды работ, которые будут ему интересны, окажутся по силам и нанесут наименьший урон домашней обстановке.

Можно, например, дать ребенку салфетку и попросить вытереть мокрое пятно с пола, аккуратно расставить в прихожей свою обувь, убрать на полку игрушки. Конечно, предварительно надо показать, как это нужно делать. Собственный пример должен присутствовать на этапе раннего развития детей постоянно. Пока родители и дети неразлучны в осваивании последними азов домашнего труда Не забудьте где надо похвалить, где надо подыграть ребенку. И непременно постарайтесь превратить его маленькие обязанности в постоянную и увлекательную игру. Хороший старт очень важен.

Взрослый в данном случае выступает сразу в двух ипостасях — в качестве наставника и в качестве воспитателя, который подает личный пример в выполнении всех своих заданий. Можно вывести первый постулат — «ребенок доверяет своим родителям, и если те поручили ему что-то сделать, значит он должен и может это выполнить». Тем более, что делать все придется вместе, а делать вместе всегда интереснее, чем выполнять указания со стороны.

Поначалу освоение этих простейших навыков вряд ли можно назвать обязанностями, цель видимо в другом — дать почувствовать ребенку себя нужным и полезным.

Дети: от 3-х до 5-ти лет

Что может делать по дому ребенок в таком возрасте?

Во-первых, он может помогать взрослым в их взрослой работе по дому. Например, есть дети, которые любят возиться с водой. Им можно выделить тазик с теплой водой, с помощью которого они будут воспроизводить действия взрослых на своем «нехитром» уровне — мыть посуду, фрукты и овощи, стирать платочки и одежду для кукол.

А есть дети, которые любят все складывать, перекладывать, укладывать. Таких можно подключить к сортировке белья перед стиркой, и попросить разделить его на светлое и темное, сложив в разные стопки. Затем можно вместе закладывать белье в стиральную машинку. Попутно можно ознакомить ребенка с «нужными» кнопками и последовательностью их включения. Можно подключить ребенка к складыванию белья после стирки перед тем, как положить его в шкаф. При этом сопровождать игровым комментарием «угадай-ка, чья это вещь».

Более подвижных детей можно включить в процесс подметания полов, чистки ковров. На этот случай стоит приобрести «детский инвентарь» в виде небольшого совочка и щетки. Пригодится и маленькая лейка для полива цветов. Детям подобные занятия, как правило, очень нравятся. Раннее развитие детей предполагает сценарий развития детей, который закладывают родители.

Детское развитие ребенка: 4-5 лет

Детское развитие ребенка: 4-5 лет

Уже подросшему ребенку в 4-5 лет каждодневная до