Когда вы спрашиваете своего ребёнка о том, как прошел его день, вы, скорее всего, не получите подробностей — если вообще получите. Вы можете услышать «нормально», «отлично» или убийственное для разговора «я не помню».
Утешайтесь тем, что ваш ребёнок, скорее всего, не намеренно проявляет это кажущееся равнодушие. Воспоминание событий и беседа о том, что произошло за день, — это навыки, которые детям нужно практиковать. Но есть способы поговорить с вашим детсадовцем и детьми постарше, которые вдохновят на большее количество подробностей.
Вы можете помочь им раскрыться, поняв, почему ребёнок молчит в ответ, и используя способы побудить их делиться и организовывать свои мысли. Если вы спросите правильно, эта дверь в мир детских событий откроется. Вот несколько способов начать разговор с ребёнком, как прошёл его день.
Задавайте конкретные вопросы
Миллион событий, больших и малых, произошли с тех пор, как за ребёнком закрылась дверь детского сада или школы, и когда вы спрашиваете: «Что было сегодня?», он может быть ошеломлен: о чём именно говорить? Надо ли ему рассказывать о том, что сегодня пели? О странном запахе в столовой? О том, как он получил звёздочку по математике?
«Ваш ребенок не знает, какая информация вам нужна, поэтому он может остаться непонятым», — говорит Адам Кокс, доктор философии, автор книг. — «Задавая конкретные вопросы, например, «С кем ты играл на перемене?» или «С кем ты сидел рядом за обедом?», вы учите ребёнка прокручивать время назад и создавать истории из своего опыта. Вы также дадите ему лучшее представление о том, что вам интересно знать».
Шон Никсон, детский психотерапевт, предлагает четыре основных способа начать разговор:
- «Расскажи мне, что заставило тебя сегодня рассмеяться».
- «Расскажи мне, что тебя сегодня расстроило».
- «Расскажи мне, что сегодня было новое».
- «Расскажи мне, чему вы сегодня научились».
Если вы хотите получить живые ответы, задавайте забавные вопросы. Вопросы о лучшем/худшем или самом крутом/самом некрутом событии, которое произошло, увлекают в беседу, и они предоставляют ещё один способ помочь детям поделиться событиями дня.
Избегайте немедленного допроса
«Ваш ребёнок балансирует между двумя мирами. Большую часть дня он отвечает за себя сам и справляется со сложными ситуациями без вашей помощи», — говорит Гретхен Барбер-Линдстром, социальный работник. — «Затем, внезапно, он возвращается домой, где может ослабить бдительность и снова стать маленьким ребенком. Ему может быть трудно переключиться, трудно разобраться в эмоциях дня».
Дайте детям немного времени, чтобы расслабиться после школы. Предложите перекусить и немного отдохнуть, прежде чем спрашивать, как прошел их день.
«Берите пример с ребёнка», — говорит доктор Дон Хюбнер, детский психиатр. — «Если ваши конкретные вопросы вызывают поток нетерпеливых подробностей, продолжайте их задавать. Если они встречают односложные ответы, скорее всего, ему надо больше времени, чтобы успокоиться».
Начните разговор с рассказа о своем дне — рассказ о своем опыте учит ребёнка на конкретном примере.
Попробуйте пообщаться в дороге
Семейный обеденный стол долгое время считался идеальным местом для родителей, чтобы поговорить с малышами о том, как прошел их день. Но сидение лицом к лицу может заставить некоторых детей закрыться. «Действительно, некоторые дети могут раскрыться немного больше без прямого зрительного контакта, — говорит Меган А. Муни, доктор философии, лицензированный психолог. — «Когда они идут рядом, сидят на соседнем сиденье в автобусе или на заднем сиденье автомобиля, это может снять напряжение. Ещё один плюс? В пути меньше отвлекающих факторов для взрослых, потому что родители сосредоточены только на дороге и детях. Это означает, что родители склонны больше слушать, создавая пространство для «дружеской семейной беседы».
Старайтесь слушать с сочувствием и любопытством — и без осуждения или поучений. А учёные из Университета Кардиффа советуют также следить за своим тоном: он должен быть поощряющим, а не контролирующим или осуждающим. Именно это в их исследовании побуждало детей реагировать на вопросы положительно, даже на уровне физиологии!
Заставить детей высказать подробности после долгого дня в школе не всегда легко — независимо от того, где они находятся. Так что, если разговор все еще не идет, включите музыку. Начните разговор с любимого исполнителя или песни ребёнка и попытайтесь таким образом открыть лазейку для общения.
Вовлекайте детей в активность
«Когда ваш ребёнок идет в детский сад или в первый класс, он понимает, что вы обращаете внимание на то, как он учится и ладит с другими», — говорит Джин Бересин, доктор медицины, профессор психиатрии. — «Дети знают, что за ними наблюдают, и могут чувствовать давление и страх, что они не справляются. Это чувство тревоги или беспокойства о том, что ребёнка осудят, может помешать ему поделиться подробностями своего дня. Попробуйте поиграть в игру или почитать вместе и посмотрите, какие темы возникают сами собой. Иногда мы пытаемся получить информацию слишком быстро. Совместное занятие может помочь им почувствовать себя менее настороженными. Гораздо проще сказать взрослому, что школьник не знал ответа, когда его вызвали на уроке, когда он чувствует себя ближе к вам».
Воздержитесь от осуждения. Если ваш ребёнок чувствует, что ему небезопасно делиться плохими моментами своего дня, он закроется.
Задавайте простые вопросы
В старшем дошкольном и раннем школьном возрасте ребёнок активно увеличивает свою «рабочую память» — процесс, используемый для временного хранения и обработки информации. У детей ограниченная способность вспоминать события дня. Рабочая память увеличивается со временем, у некоторых быстрее, чем у других.
Общайтесь с другими родителями и оставайтесь на связи с учителем и воспитателем, чтобы вы могли предложить подсказки, например: «Какую книгу вы сегодня читали?». Задавая вопросы — даже если вы уже знаете ответ — вы поможете научить детей искусству пересказа. Кроме того, у ребёнка может еще не быть достаточно развитого словаря для эмоций, из-за чего сложно открыто говорить о том, что он чувствовал в течение дня.
«Дети обычно реагируют на свои чувства действием, потому что они не всегда могут определить чувство», — говорит Мишель Мейденберг, психотерапевт. — «Вы можете помочь им сформировать эмоциональный словарь, используя такие слова, как волнение, гнев, усталость, беспокойство или разочарование, когда вы говорите об их поведении, чтобы они начали видеть, что между вами есть связь».
Не пытайтесь решить все их проблемы
Когда ваш ребёнок сталкивается с трудностями, вполне естественно захотеть вмешаться и спасти положение. Но помните, что в школе ребёнок целый день разбирается во всем сам. Если вы всегда предлагаете ребёнку свои решения, вы сделаете его менее находчивым, менее уверенным в себе и, возможно, менее склонным открыто рассказывать вам о трудностях, с которыми он сталкивается.
С другой стороны, помощь детям в решении проблем самостоятельно придает силы. «Когда вы сочувствуете и соучаствуете, а не берете на себя управление, вы подсознательно повышаете уверенность ребёнка в себе», — говорит доктор Мейденберг. — «Задавайте такие вопросы: «Как ты думаешь, какие у тебя есть варианты?» или «Что бы ты хотел сделать в этом случае?».
Если ребёнок считает, что он сам во всем разобрался, это повысит его уверенность в себе.
Когда ребёнок выносит из разговора приятные чувства, он будет возвращаться, чтобы поговорить с вами снова и снова.
Дайте личное пространство
Даже детсадовцам нужно немного пространства. Следуйте этим советам, чтобы найти тонкую грань между вовлеченностью и навязчивостью:
Позвольте ребёнку сказать, что ему просто не хочется разговаривать, но не позволяйте ему игнорировать вас. Попробуйте обсудить, почему ему некомфортно говорить о какой-то конкретной теме.
Не забрасывайте ребёнка вопросами, если вы заметили, что он начинает нервничать или выглядит расстроенным. «Детей нельзя ставить в неловкое положение. Если они чувствуют, что вы суете нос в их дела, вам нужно отступить», — говорит доктор Березин.
Спросите ребёнка, хочет ли он поговорить о чем-то позже в течение дня, но не спорьте с ним, если он скажет «нет». Уважайте его решение оставить некоторые вещи при себе.
Помочь наладить связь с детьми постарше вам поможет статья «Как говорить, чтобы дети слушали: тон голоса и особенный метаязык».
Использованы фотоматериалы Unsplash