Умение дружить, общаться, комфортно чувствовать себя среди людей — важные условия для качественной жизни любого человека. Для этого необходимо овладеть социальными навыками, которые желательно прививать с раннего детства. Сегодня многие дети не умеют правильно общаться, выражать свои эмоции, уважать чувства окружающих и просто быть вежливыми. Это мешает им наладить общение со сверстниками и взрослыми, провоцирует многие проблемы и усложняет путь к успеху. Как воспитать ребёнка социально активным? На что родители должны обратить особое внимание?
Внимание к детям и общение
Маленькие дети всегда интересуются всеми видами деятельности и поведения взрослых. Как только ребёнок научится говорить и задавать вопросы, не стоит избегать с ним общения. Важно воспитывать в нем эмпатию, чаще рассказывать ему в доступной манере о эмоциях: почему люди смеются или плачут, бывают задумчивыми или расстроенными. Главное, чтобы родители всегда проявляли участие к проблемам детей, отвечали на их вопросы, реагировали на просьбы. Если взрослые мало уделяют внимания своему ребёнку, то он копирует такое же поведение по отношению к окружающим, что негативно влияет на его социальную адаптацию.
Некоторые неопытные родители пугаются, когда дети начинают плакать или кричать. Но в раннем возрасте это один способов общения малышей. Им сложно понять свои эмоции и причину огорчения. Важно с пониманием отнестись к их поведению, сохранять спокойствие, не раздражаться и не ругаться. Чтобы не сорваться и контролировать стресс, перед тем как подойти к малышу, нужно несколько раз глубоко вздохнуть. Ребёнок должен чувствовать близость родителей, их любовь и поддержку. Тогда он растет более уверенным и хорошо адаптируется в обществе.
Приучение ребёнка к уважению
В дошкольном возрасте дети часто проявляют эгоистичность и жадность, отбирая у своих сверстников игрушки и сладости. Одна из тому причин — нехватка общения ребёнка с другими малышами. Ему необходимо создать благоприятную социальную среду, чтобы он чаще виделся с детьми: посещал детский сад, ходил в гости, гулял на детской площадке, виделся с родственниками. В таких условиях дети постепенно учатся делиться игрушками и общаться с другими.
Чтобы стимулировать правильное поведение, родителям полезно поощрять ребёнка, подчеркивая, за что именно они получили награду или похвалу. Вместе с радостными эмоциями поведенческие навыки будут закрепляться быстрее. Кроме спокойного отношения к сверстникам во время игры, нужно ребёнка обязательно научить использовать вежливые слова приветствия, благодарности, прощания и пр. Полезно обратить внимание малыша на тон разговора с другими детьми: он не должен быть слишком громким и грубым. Говоря о правилах общения, обязательно стоит в доступной манере объяснить необходимость их соблюдения.
Помощь для развития дружбы детей
Многие дети младшего возраста чрезмерно эмоциональны и застенчивы. Им бывает сложно найти друзей среди сверстников. Взрослые должны помочь им в этом. Дружба помогает преодолеть психологические барьеры и практиковать социальные навыки. Если в дошкольном учреждении воспитатели мало разговаривают на эту тему и редко проводят развлекательные и объединяющие детей мероприятия, нужно поговорить с руководством детского сада и предложить несколько своих идей.
По возможности нужно устраивать ребёнку праздники и дни отдыха, когда он может пригласить к себе друзей или посетить с ними детский центр, парк или кафе. Отличный повод для этого — дни рождения, первое июня, Новый год и пр. Взрослым желательно заранее продумать сценарии мероприятий, устроить веселые конкурсы и развлечения. Важно обучить ребёнка основным фразам и поведению при знакомстве, сделать акцент на том, как нужно начинать разговор, слушать собеседника и быть вежливым. Чем больше ребёнок будет общаться и заводить новые знакомства, тем лучше будут его коммуникативные и социальные навыки.
Улучшение социальных навыков в школе
Дети школьного возраста уже понимают большинство окружающих их явлений и ситуаций, распознают истину и ложь. На этом этапе взрослые должны обратить внимание на манеры ребёнка, которые он может перенять у сверстников или других взрослых. Важно сохранять родительский авторитет и самим быть достойным примером для детей. Следует поощрять детей уважать старших и быть снисходительными к малышам. Практиковаться в общении можно с родственниками, бабушками или дедушками: пусть ребёнок не только их приветствует, но и справляется об их делах, здоровье.
Очень непростой вопрос — проигрыши в конкурсах и плохие отметки в школе. Некоторые дети реагируют на неудачи чрезмерно чувствительно, вплоть до отказа принимать дальнейшее участие в каком-либо соревновании. Родителям ни в коем случае нельзя смеяться над таким поведением, ругать или наказывать ребёнка. Лучше всего спокойно поговорить о сути состязаний, о правилах поведения участников и об умении проигрывать. Пусть ребёнок поймет, что поражение должно не расстраивать, а стимулировать на дальнейшее старание и стремление к успеху.
Во время школьных конфликтов родителям не стоит торопиться принимать сторону ребёнка и сразу его защищать. Нужно в разумных пределах дать возможность детям самостоятельно разобраться в вопросе, а заодно как следует проанализировать ситуацию. Если отстаивать правоту ребёнка, когда он виноват, это плохо отразиться на его отношении к справедливости и честности. После конфликта желательно еще раз поговорить с ребёнком, чтобы четко определить причины разногласия, возможные ошибки и дальнейшие пути решения.
Общие советы родителям
Воспитание социальных навыков у ребёнка во многом зависит от его родителей и степени их активного участия в жизни малыша. Когда дети выходят за пределы дома или взаимодействуют с незнакомыми людьми, им сложно сразу привыкнуть к новым условиям. Родители должны их поддержать, показав свою любовь и понимание. Вот несколько полезных советов, чтобы улучшить социальную адаптацию ребёнка:
- Разговаривать с детьми о повседневных ситуациях, которые они могут наблюдать на улице, в магазине, в школе или в гостях.
- Читать книги и показывать мультфильмы, где демонстрируются правильное социальное взаимодействие персонажей, способы завязывания дружбы и общения. После прочтения или просмотра следует обсудить с ребёнком сюжет, обращая внимание на главные моменты.
- Позволить понаблюдать ребёнку за жестами и мимикой актеров в театре или на телеэкране. Пусть дети постараются объяснить, как язык тела помогает общению.
- Чтобы проверить, насколько малыш усвоил основы социального поведения, можно время от времени описывать ему начало какой-нибудь ситуации, чтобы он предложил варианты их развития или окончания, согласно знакомым ему правилам общения.
- Определить социальные трудности, с которыми чаще всего сталкивается ребёнок, и помочь ему с ними справиться.