Порой родители обнаруживают, что их ребёнок в возрасте 2,5-3,5 лет становится упрямым, непослушным, капризным и своевольным. Малыш подрос, наступило время, когда он находится между младенческим и дошкольным возрастом. В этот критический период рождаются самосознание и самооценка, воля и независимость. Наступил кризис 3 лет. Некоторые привычки родителей в общении с упрямым малышом не приводят к тому, что он становится послушным, самостоятельным, покладистым. Напротив, наблюдая за ребёнком в этом возрасте, мать и отец все больше жалуются на него, ведут его к детскому психологу, не могут найти подход к малышу, который еще вчера был милым и улыбчивым, а сегодня проявляет агрессию и ничему не радуется. Как помочь родителям найти общий язык с маленьким упрямцем? Как строить общение с ним, когда он в ответ на все говорит «нет»? Какова роль кризиса трех лет в жизни всей семьи? Ответы на эти и другие вопросы в данной статье.
Задача ребёнка во время кризиса
Одним из первых признаков наступления кризиса становится появление в речи ребёнка местоимения «я». В возрасте примерно 2,5 лет он начинает понимать, что, существует отдельно от матери, и в нем просыпается жгучий интерес к окружающему миру и тому, чтобы исследовать его самостоятельно.
Кризис 3 лет существенно отличается от двух предыдущих: в возрасте 1 месяца и в возрасте 1 года. Тогда, были хорошо заметны новые навыки, протесты были не столь боевыми, а сейчас, малыш словно превращается в маленького тирана. Что хочет ребёнок в этом возрасте? Некоторые родители считают, что его желание — это «показать скверный характер», капризничать, манипулировать взрослыми. Иногда, мать и отец уверены, что кризиса трех лет не существует, а ребёнок ведет себя неподобающим образом, потому, что его избаловали.
Задача малыша в кризисный период жизни — освоить свою самостоятельность, почувствовать себя отдельной личностью и то, что он может быть способным, сильным, смелым без помощи родителей.
Общение с ребёнком в это время должно быть «на равных». Взрослым нужно дать ему испытать ощущение своего всемогущества — только, «напитавшись» им, он сможет успокоиться и развиваться дальше.
Правильные привычки в общении
Часто, мать и отец, общаясь с ребёнком, когда он проживает возрастной кризис, чувствуют, что он, словно специально, противится всему, что они предлагают ему, о чем просят, говорят.
Подготовка родителей к этому трудному возрасту поможет понять малыша и сохранить хорошее психическое состояние у всей семьи. Нужно понять, чем характеризуется данный возраст, по каким привычкам в поведении ребёнка родители могут узнать, что он наступил?
Психологи выделяют 7 характерных черт кризиса 3 лет:
- Негативизм.
- Упрямство.
- Строптивость.
- Своеволие.
- Протест, бунт.
- Обесценивание.
- Деспотизм.
Если ребёнок отвергает все, что предлагает родитель, ни с чем не соглашается — это проявление негативизма. Это не просто неподчинение. Так он защищает свое «Я». Не хочет что-то делать потому, что предложил кто-то другой, а не он сам. Особенно остро негативизм проявляется с самыми значимыми людьми в жизни ребёнка.
На этом этапе малыш осваивает навык говорить «нет». Он учится вести себя и мыслить самостоятельно. Это очень важный и новый для него навык.
Взрослому нужно проявить понимание и ослабить хватку. Если это не опасно, можно предоставить ребёнку возможность быть самостоятельным — надеть куртку, нарисовать рисунок, вымыть голову. Родители в этот момент должны быть рядом, чтобы похвалить и помочь справиться с трудностями.
Упрямство проявляется, когда ребёнок уже огласил свое желание. В этот период он учится быть целеустремленным, отстаивать свое мнение и добиваться желаемого.
В этом случае следует привести ребёнку разумные аргументы. Даже если он не уступит, то, все равно их услышит и, возможно, в другой раз, поступит разумно. Еще можно предложить ему выбрать один из вариантов, которые устраивают взрослого. Например, если он не хочет читать на ночь книгу, можно предложить ему выбрать одну из двух.
Строптивость похожа на упрямство, и на негативизм. Но, в данном случае, ребёнок протестует против сложившихся правил. Он пытается понять причину, почему нужно действовать именно таким образом, на котором настаивают мать и отец.
Взрослым нужно быть особенно терпеливыми, реагировать каждый раз одинаково. Необходимо объяснять причины нужных родителю действий. Кроме того, следует пересмотреть многие свои запреты — их количество мешает познавательному развитию малыша.
Своеволие — очень важное достижение этого этапа. Ребёнок пытается быть самостоятельным, развивать свои умения. Поэтому он хочет, например, сам одеваться, мыть руки, сам убирать игрушки.
Чтобы не опаздывать в детский сад или на работу, следует изменить режим подъема и отхода к ночному сну. Тогда, утром, малыш сможет самостоятельно одеться, а родитель не будет сильно нервничать. Кроме того, теперь настало время самому взрослому просить ребёнка о помощи в домашних делах, выполнив которые, он будет гордиться собой.
Многие родители замечают, что в это время у ребёнка обесцениваются его прежние пристрастия: любимые блюда, игрушки, близкие люди. Обесценивание — это пик развития кризиса трех лет. Ребёнок ломает игрушки, портит вещи, отказывается от любимого блюда, обзывает бабушку. Он постоянно воюет со всеми. Что делать?
Не следует сопротивляться изменениям пристрастий малыша, однако, позволять ему делать все, что заблагорассудится — тоже не стоит. Родители в это трудное время должны занять «золотую середину» — с одной стороны, понимать ребёнка и слышать его, а с другой — не позволять ему нарушать установленные в семье правила.
Скорее всего, в ответ на это он будет плакать, кричать, устраивать истерики, топать ногами, валяться по полу или даже драться. Общение с ним в данном случае должно быть как можно более спокойным, сдержанным и уверенным.
Родителям следует адекватно реагировать на истерики и капризы. Короткая, строгая речь и выражение недовольства поведением ребёнка быстрее дойдут до его сознания, чем крики и агрессия. Иногда, нужно пожалеть малыша — возможно, он просто не знает, как прекратить свою бурную реакцию. Следует его обнять и успокоить. Разыгрывая подобные ситуации на игрушечных куклах или мишках, можно научить ребёнка договариваться.
Зачем ребёнку «свергать» родителей?
Кроме всего прочего, ребёнок может пытаться заставить взрослых выполнять все его требования. Это деспотизм, детская попытка лидерства говорят о том, что он желает, на время, почувствовать себя главнее, чем мать и отец. Малыш пытается заставить окружающих делать так, как он скажет: чем его кормить, во что одевать, куда кому можно идти, чем заниматься. Другие дети в семье могут особенно остро ощутить ревность малыша. В этот период он страстно желает быть главным. Зачем ему это нужно? Для того, чтобы ощутить силу своего влияния и независимость. Если родители на время позволят ему это, то в нем надолго закрепится понимание того, что он способный и умелый.