В прошлом веке люди проще относились к вопросу выбора учебного заведения для детей. Ребята ходили в ближайший детский сад и школу, поступали в университет по совету взрослых или собственному желанию, жили бесплатно в общежитии в любом городе. Система образования давала шанс всем усидчивым мальчикам и девочкам раскрыть свои способности и трудиться на благо стране. За последние 30 лет отношение к образованию изменилось, появилось много коммерческих заведений, в которых можно отучиться, имея деньги и без особых способностей и трудолюбия. Родители стараются сделать так, чтобы их ребёнок имел все самое лучшее, и начинают гонку за престижем, медалями, дипломами, едва он научится ходить.
Что важнее: престижность заведения или отношение к детям?
Чем младше ребёнок, тем важнее для него эмоциональная атмосфера вокруг. Чтобы детский сад не стал тяжелым испытанием, многие родители стараются выбирать его не по внешнему оформлению, а по педагогическому составу. Отзывы об образовательных учреждениях часто основываются на мнении мам и пап о воспитателях и учителях.
То, насколько хорошо работники детского сада и школы умеют выстраивать отношения с воспитанниками и учениками, влияет на то, с каким настроением мальчики и девочки собираются по утрам. Когда воспитатель или первый классный руководитель становится другом, авторитетом для детей, они радуются встречам с ними.
Ребёнку важно не разочароваться на первых порах в учебе и взрослых людях. Обиды, непонимание и недоверие могут остаться на всю жизнь. Даже если детям интересны какие-то предметы, плохие отношения с учителями иногда становятся причиной низкой успеваемости и прогулов.
В некоторых частных учебных заведениях царит нездоровая атмосфера, детей судят по достатку, происхождению, у педагогов есть любимчики. В обычной школе встречаются талантливые, отзывчивые учителя, которые дарят детям не только знания, но и любовь, посвящая своему призванию жизнь.
На желание ребёнка посещать детский сад или школу влияет и его общение со сверстниками. Если ребята проявляют отзывчивость, сострадание, доброту и взаимопомощь, на занятия с интересом ходят даже те, кто с трудом осваивает программу. Когда в классе атмосфера соперничества, принято издеваться и смеяться друг над другом, школьные годы становятся тяжелым периодом в жизни.
Развитие ребёнка в раннем возрасте: нужны ли кружки трехлеткам?
Развитие ребёнка с первых лет жизни — лозунг многих учебных и развивающих центров. Родители часто слышат и читают о необходимости учить язык, делать упражнения для мелкой моторики под руководством опытных преподавателей еще до 3 лет. Мамы несут ползающих грудничков на детскую йогу и музыкальные занятия, папы спешат с работы, чтобы забрать их с плавания или из танцевальной студии.
Все эти занятия не приносят вреда: ребёнок развивается, общается с разными людьми. Вопрос лишь в необходимости тратить время и деньги на постоянные походы по кружкам. Дети так же растут, находясь дома с мамой, читая книжки, играя в куклы и машинки, рисуя мелками на улице и бегая с другими малышами на детской площадке.
Часто ребёнку достаточно посещать детский сад или один кружок, чтобы удовлетворить потребность в общении. А дорогие развивающие центры нацелены на то, чтобы потешить тщеславие родителей. Исключение составляют дети, с ранних лет проявляющие талант или гениальность в музыке, искусстве, спорте, науке: они опережают сверстников и им не в тягость ежедневные занятия.
Выбирать кружок стоит, отталкиваясь от способностей и интересов ребёнка. Родители лучше всего знают своих детей, какие они: подвижные или усидчивые, предпочитают активные или спокойные игры, любят ли книги, поделки, творчество, или больше нацелены на общение и развлечения. Примерно к 5 годам все это становится ясно и можно определиться с секцией.
Важно, чтобы занятия и хобби приносили удовольствие и не перегружали детскую психику. Нервозность, капризность — иногда это результат того, что ребёнок не успевает отдыхать. В результате у него портится характер и воспоминания о детстве.
Частные детские сады и школы: плюсы и минусы
Главные преимущества частного учебного заведения: малое количество людей. Каждому ребёнку уделяется больше внимания со стороны воспитателей и преподавателей, меньше вероятности подцепить вирус. В переполненных муниципальных детских садах малыши чаще болеют ОРВИ, гриппом и т. д.
Многих родителей подкупает внешняя обстановка: новая мебель, техника, а так же современные техники развития и воспитания. В прогрессивных садах и школах учитываются способности и желания детей, их темперамент, воспитатели и учителя не стремятся к усредненным показателям успеваемости, уделяя внимание каждому ребёнку.
Главный минус небольших платных учебных заведений — искусственность условий, часто дети после такого детского сада попадают в обычную школу и с трудом в ней адаптируются. Разница в отношении, подходах к учебному процессу, большое скопление людей вызывает стресс. Так же выпускники частных школ не оказываются готовы к несовершенству жизни за ее пределами.
Может ли ребёнок сам выбирать школу, институт?
Учитывать мнение ребёнка, выбирая ему секцию или школу, можно с ранних лет. Некоторые родители даже предоставляют детям выбор из нескольких отобранных вариантов. Критерии могут быть разные: удаленность от дома, знакомства с учениками и преподавателями, спортивный, гуманитарный или математический уклон занятий. Иногда семьи выбирают школу просто из-за того, что родителям удобно завозить в нее сына или дочь по пути на работу.
В средней школе ребята нередко просят родителей перевести их в другой класс или школу, не стоит оставлять без внимания эту просьбу. Мальчики и девочки могут привести весомые доводы и объяснить свое желание. Всегда стоит взвешивать все аргументы в пользу и против такого решения, не гнаться за оценками и престижем, а признавать самым важным благополучие ребёнка.