Еще находясь в утробе, у детей формируется стойкая эмоциональная связь с матерью, поэтому на нее возлагается основная задача по созданию и обеспечению продуктивного и разностороннего общения с малышом. Как не потерять ее в процессе взросления малыша, организовав для него занятные, полезные для развития игры? Какие именно занятия по душе нынешнему поколению детей? MedАboutme разобрался в тонкостях вкусов малышей и полезности разных видов развивающей деятельности.
Что любят дети раннего возраста?
После рождения ребёнка к общению необходимо подключать обоих родителей, но именно мать оказывает первостепенное влияние на развитие его способности познавать окружающий мир. Помощниками в этой ситуации обычно выступают самые простые развивающие игры, которые не только доставляют радость ребёнку, но и являются первыми уроками взаимодействия с другими людьми, а также тренируют зрение, развивают слух и моторику.
Безусловно, рождение ребёнка — это стресс для такого маленького организма и задача матери — помочь ему пройти этот период максимально легко. Детям самого раннего возраста нравится как можно больше времени проводить на руках у родителей, засыпать у маминой груди, чувствовать вкус грудного молока и тепло ее рук у себя на животике. Словом, чувственное восприятие является определяющим для новорожденного ребёнка.
Особой любовью у детей самого раннего возраста пользуется разглядывание лиц окружающих. У новорожденных еще довольно слабое зрение и они способны видеть лишь крупные предметы на расстоянии около полуметра, именно на таком расстоянии находится лицо матери во время кормления.
Для построения правильного общения с ребёнком, выбора совместных занятий, необходимо также ориентироваться на ключевые этапы развития зрения.
- Новорожденные дети имеют способность реагировать лишь на отсутствие или наличие света, которая сменяется способностью выделять из общей нечеткой картины крупные предметы;
- Затем появляется навык отслеживания различных перемещений предметов и людей, подходящих к кровати родителей и т. д.;
- После 3 месяцев ребёнок способен наблюдать за движущимися игрушками;
- После полугода уже может фокусироваться на мелких предметах и зрительно узнавать членов семьи.
Ребёнок первых месяцев жизни только проходит адаптацию, рассматривание улыбающихся лиц родителей для него вполне достаточно, а чуть позднее ему можно начинать показывать различные игрушки. Знакомить его надо с крупных форм и ярких цветов, предпочтение, отдавая сначала черно-белой, а затем — красно-желтой и сине-зеленой окраске. Можно показать ребёнку зеркало и, хотя, этот предмет вызывает массу споров среди родителей, детям оно очень нравится, но осознанно себя узнавать в нем они начинают в возрасте полутора лет.
Для того, чтобы развитие ребёнка проходило максимально правильно, а визуальный контакт с родителями доставлял малышу лишь радость, необходимо помнить о таких моментах:
- Грудные дети лучше фокусируют взгляд в вертикальном положении, поэтому если есть необходимость привлечь внимание, то лучше взять их на руки;
- Необходимо дать ребёнку время для того, чтобы он смог сфокусироваться на предмете;
- Лицо родителей или игрушка при этом должны находиться на расстоянии около 25 сантиметров;
- Развивающие игрушки в кроватку необходимо вешать таким образом, чтобы они были не над головой, а чуть дальше (в районе ног или сбоку);
- Говорить с ребёнком необходимо тихо и спокойно, желательно сопровождая речь живой мимикой.
Что матери необходимо знать о раннем развитии ребёнка?
Раннее развитие ребёнка обязательно включает в себя становление двигательной активности и начало первых осознанных телодвижений. Примерно, в возрасте 3-4 месяцев дети совершают самостоятельные перевороты на живот, и с этого момента начинается новый этап в освоении окружающего мира. Ребёнок, обычно, с удовольствием переворачивается и может довольно долго лежать, опираясь на локти и изучая пространство вокруг себя.
В этом же возрасте они способны удерживать в руках легкую погремушку, что дает им представление о возможности перемещения и контроля над окружающими предметами. Дети с интересом подносят их ближе или дальше к лицу, размахивают, пробуют на ощупь и вкус, словом, пополняют багаж своего чувственного восприятия.
В возрасте около 6-7 месяцев ребёнок уже способен подползти к понравившейся игрушке и взять ее, особой популярностью в этом возрасте пользуются мягкие кубики и мячики разной фактуры (игры с ними дополнительно развивают моторику пальцев и осязание). А в возрасте около года у детей просыпается страсть к разрушению и разбрасыванию вещей — это естественный этап раннего развития ребёнка, который сигнализирует о том, что он осознает свою способность воздействовать на предметы.
Нелишним будет упомянуть и о взаимодействии детей и домашних животных, ведь общение с ними вызывает у детей неиссякаемый поток восторга и учит их эмпатии (сопереживанию и сочувствию). Многие уже с рождения имеют опыт общения с пушистыми питомцами. Постепенно, накапливая навыки и опыт общения с живыми существами, дети усваивают первые правила безопасности. Животные помогают ребёнку в освоении речи и коммуникативных навыков. Даже в формировании собственного «Я» питомцы оказывают огромную эмоциональную поддержку. Родителям необходимо также помнить, что ответственность за безопасность детей лежит полностью на них, особенно, если в доме уже есть взрослое домашнее животное, которому может не понравиться появление нового члена семьи.
Рождение ребёнка: в какие игры можно играть с малышом?
Рождение ребёнка ставит перед родителями множество задач — обеспечение его здоровым питанием, соблюдение требований гигиены и безопасности, но это лишь часть той работы, которая им предстоит. Немаловажную роль играют проявление любви, заботы, по отношению к малышу, а также общение посредством игр.
Для самых маленьких хорошим развлечением с элементами развития будет обычное ношение на руках, чтобы он мог рассматривать окружающие предметы. Деткам нравятся, когда с ними танцуют и покачиваются в такт музыке, ласково тормошат и гладят.
Для деток постарше интересной забавой и тренировкой вестибулярного аппарата будет кружение в воздухе. Вызывают восторг пальчиковые игры, такие как «Сорока-ворона» и «Коза рогатая». Ребёнка можно начинать учить плескаться в ванной, переливать водичку из разных емкостей в одну.
Ребёнок, который научился сидеть и держать самостоятельно игрушки, может осваивать «независимые игры». Очень популярны в таком возрасте прятки, правда, пока прятаться больше приходится родителям, а дети обычно лишь закрывают ладошками личико.
В возрасте около года детям нравится находить спрятанные предметы, активно осваивать ходьбу. Можно начинать разучивать стишки и как можно больше читать и говорить с ребёнком для формирования хорошего словарного запаса.