Сегодня существует огромный спектр услуг и развлечений, в котором задействованы как профессионалы, так и любители. Иногда человеку не нужно иметь профильное образование и большой опыт, чтобы делать хорошо свое дело. Есть талантливые люди, которым удается найти себя в новых сферах и успешно зарабатывать. Но зачастую в любой профессии от специалиста требуется компетентность, умение учиться, осваивать новые техники, подкреплять свои навыки и знания дипломом. Впервые столкнувшись с некачественным выполнением услуг, клиент может почувствовать смятение и не знать, что делать: прекращать общение или бороться за свои права.
Эмоции от контакта с недобросовестным мастером
Когда человеку предоставляют некачественные услуги, мастер оказывается неаккуратным, грубым, не прислушивается к пожеланиям, а конечный результат не похож на «вариант с картинки», неизбежны негативные эмоции. Первые из них — досада и растерянность: деликатные люди не знают, как реагировать, выстраивать дальше общение с некомпетентным специалистом и что делать с его творением. Особенно сложно бывает тем, кто делал заказ для подарка близкому человеку, а времени выбрать что-то другое не остается.
Обида и чувство уязвленного самолюбия остается у тех людей, которые не решаются выразить свое недовольство исполнителю работ. Сделать это мешает тактичность, неуверенность в себе или нежелание затевать конфликт. Но позже возникает ощущение того, что не стоило скрывать свою досаду.
Позитивные, легко переживающие неудачи люди быстро забывают неприятный случай, сделать это пытаются и те, кто не решается отстаивать свою точку зрения и выражать претензии окружающим. В этой позиции есть свои плюсы: не приходится тратить силы и эмоции на постороннего человека. Минус заключается в том, что мастер так и не узнает о своих ошибках и продолжает некачественно выполнять работу. А сам клиент еще не раз попадет в руки недобросовестных специалистов, потому что слишком удобен для них своей нерешительностью.
Активные, знающие свои права заказчики услуг и товаров тоже испытывают много негативных эмоций в случае плохо выполненной работы. Но они направляют их в другое русло — борьбу за справедливость. Можно потребовать компенсации, чтобы продавец вернул часть средств или переделал заказ, учтя все замечания. Кто-то вступает в конфликт, проявляет агрессию, кто-то действует более сдержанно, но не менее настойчиво.
Иногда после общения и взаимодействия с горе-мастером не хочется обращаться за услугами ни к кому, чтобы не повторять печальный опыт. Так случается, когда парикмахер делает клиентке неудачную стрижку или окрашивание, кондитер печет невкусный торт для ребёнка, швея шьет невесте платье не по размеру. Человек разочаровывается и решает больше не экспериментировать. Одни выбирают готовую магазинную продукцию, ее можно без проблем вернуть в случае необходимости. Другие берут все в свои руки, учатся краситься, печь, шить, делать ремонт, расширяя спектр своих хобби.
Почему хобби не всегда должно становиться профессией?
Хобби позволяет человеку выражать свой внутренний мир и реализовывать таланты, компенсировать нехватку эмоций в других жизненных сферах. Некоторым людям даже удается зарабатывать на своих увлечениях или превратить их в основной источник заработка. Но среди любителей много тех, кто так и не дорастает до статуса профессионала. При этом они сами оценивают себя не слишком критично и берут за свои услуги немалые деньги.
Сейчас очень популярно трудиться на дому. Удаленная работа стала доступной благодаря социальным сетям, в которых можно размещать бесплатную рекламу и находить себе клиентов. Помимо мошенников, которые выставляют чужие работы за свои, берут предоплату и уходят со связи, есть те мастера, что не могут повторять собственные заказы или учитывать пожелания каждого клиента.
Люди с завышенной самооценкой не могут понять, что продукты их хобби могут радовать близких людей или быть приятными на бесплатной основе, но неконкурентоспособны по сравнению с экземплярами, выполненными профессионалами.
Псевдоспециалисты не занимаются саморазвитием, не проходят обучение, не интересуются современными технологиями, не тратятся на дорогие инструменты, не оборудуют кабинет, часто работая в антисанитарных условиях. Отсутствие диплома — тревожный сигнал для любого клиента, но иногда и он — не гарантия высокой квалификации. Важно, чтобы он был не просто корочкой, полученной за периодическое посещение образовательного учреждения, а подтверждением вложенных усилий и потраченного времени.
Некоторые мастера неплохо справляются с поставленной задачей, но общение с ними дается клиентам тяжело. Немногословность, неумение поддерживать диалог, неприветливость, раздражительность отталкивает заказчиков: каждому хочется, чтобы с ним разговаривали уважительно и отвечали на все вопросы.
Привычка экономить или почему скупой платит дважды?
Современные люди постоянно обращаются к специалистам разных сфер на платной основе: кулинарам, швеям, мастерам по ремонту техники, визажистам, парикмахерам, фотографам, ведущим, тренерам, преподавателям и врачам. При этом многие клиенты хотят качественного выполнения услуг за небольшие деньги, стараются сэкономить. Нередко это выходит боком, получив сомнительный результат, приходится обращаться к проверенному мастеру.
Помимо испорченного настроения можно получить реальный ущерб, когда мастер доламывает шатающиеся карнизы в квартире, заливает соседей при ремонте сантехники, сжигает волосы при окрашивании. Большие риски связаны со здоровьем: некачественная пища вызывает проблемы с пищеварением, грязный инструмент во время маникюра — источник опасных заболеваний, неумелые руки массажиста наносят травмы, назначения домашнего лекаря без образования приводят к смерти пациента. Люди экономят, заведомо обращаясь к несертифицированным специалистам.
Многие женщины становятся жертвами плохих мастеров в салонах красоты во время косметологических и даже хирургических процедур. Результат — обезображенное лицо. Проблема еще в том, что клиентки не заключают официальных договоров и не могут ничего доказать впоследствии, платные кабинеты оказываются фирмами-однодневками.
Как защититься от общения с псевдо-профессионалами и вести себя при встрече с ними?
Для того чтобы минимизировать встречи с некомпетентными специалистами, стоит отказаться от привычки выбирать лучшее из худшего. Лучше накопить деньги или не делать что-то совсем, чем обращаться к непрофессионалам. Не всегда цена прямо пропорциональна качеству, поэтому важно изучать отзывы, интересоваться опытом знакомых.
При общении с мастером желательно не стесняться, четко выражать свои требования, не бояться попросить посмотреть документы, сертификаты, дипломы и разрешения. Если все внешние условия соблюдены, но специалист производит неприятное впечатление, ведет себя вызывающе, стоит отказаться от взаимодействий с ним: такое сотрудничество не принесет хорошего результата.
Став жертвой мошенника, желательно тут же обратиться в полицию. Когда исполнитель услуг оказался недобросовестным и выполнил свою работу некачественно, стоит все хорошо обдумать и приступать к действиям. Отставив в сторону эмоции, поговорить с мастером по телефону, записать разговор на диктофон. Задав несколько вопросов, можно предложить ему либо переделать работу, либо вернуть деньги. Если он отказывается идти на уступки, предупредить, что будет оставлен соответствующий отзыв в интернете и подано заявление в суд.
При отсутствии официального договора на оказание услуг и невозможности прийти к компромиссу иногда проще отпустить ситуацию и не продолжать развивать конфликт. Важно сделать выводы и впредь не обращаться к непроверенным специалистам.