Каждый человек обладает способностями и скрытыми талантами, но в силу жизненных обстоятельств он может слишком поздно узнать о своем потенциале. Для полноценного развития заложенных природой способностей надо обнаружить их еще в детском возрасте, и это в большой степени зависит от внимания родителей. Часто дети уже с самого маленького возраста проявляют определенные склонности и интересы, которые могут быть проявлением их природных талантов. И родителям остается только создавать благоприятные возможности для их развития, помогая ребёнку достичь совершенства. Однако бывают случаи, когда родители сокрушенно разводят руками, утверждая, что их малыш не демонстрирует никаких способностей.
Признаки одаренности у малыша
Наблюдая за дошкольником, не проявляющим явной склонности к определенному виду деятельности, можно заметить признаки общей одаренности. Они могут реализоваться позже, в школьном возрасте, ведь развитие каждого человека индивидуально.
Психологи советуют обратить внимание на следующие моменты:
- хорошая память и развитая речь;
- любознательность;
- умение одновременно играть, говорить и замечать происходящие рядом события;
- богатая фантазия и изобретательность;
- чувство юмора;
- активность.
Порой такому ребёнку сложно играть со сверстниками, так как ему трудно найти с ними общий язык. Еще одним показателем является обостренное чувство справедливости, умение малыша замечать чужие обиды и некорректные поступки.
В школьном возрасте такие дети тоже отличаются от одноклассников. Для них характерны:
- хорошая успеваемость;
- самостоятельность;
- ответственность;
- широта интересов;
- настойчивость.
К сожалению, одаренных детей часто не любят в коллективе. Им бывает скучно среди сверстников, и они могут проявлять пренебрежение к одноклассникам, эгоцентризм, высокомерие.
Как родители могут обнаружить скрытые таланты у своего ребёнка
В помощь родителям разработаны методики и психологические тесты, предназначенные для анализа поведения ребёнка.
Самым простым и действенным методом является наблюдение за детьми. Наиболее информативны игры малыша в одиночестве. Многое может сказать выбор игрушек, сюжет игры, роль, которую он отводит себе. Также родители должны разговаривать с ребёнком, обращая внимание на детали, которые вызывают повышенный интерес маленького человечка.
Другим полезным способом может стать моделирование ситуаций для проявления интересов ребёнка. Например, ему можно предложить выбрать понравившиеся карточки из набора рисунков, изображающих специалистов разных профессий или их характерные атрибуты.
Для школьников разработаны специальные анкеты, которые заполняют и они сами, и родители. На основе вопросов делаются выводы о предпочтениях маленького человека.
Обязательным мероприятием является занесение результатов наблюдений и тестов в дневник. Анализировать информацию можно самостоятельно, с помощью педагога или детского психолога.
Дополнительные занятия каким-то видом деятельности — музыкой, рисованием, спортом, могут продемонстрировать наличие или отсутствие способностей. Если ребёнок с удовольствием занимается и показывает хорошие результаты, то можно продолжать развитие. В противном случае надо попробовать что-то другое. Причем чем больше разных кружков и занятий малыш попробует в детстве, тем выше вероятность найти и раскрыть свой талант.
Какие у детей бывают способности
Некоторые детские таланты заметить довольно легко. Это музыкальность, художественные или технические способности, спортивные таланты.
Юного художника определить проще всего. Почти все дети с удовольствием рисуют. Но юный талант будет изображать не привычные предметы, а новые, самостоятельно придуманные образы. Такие ребята предпочитают рисование всем остальным занятиям и играм, они обычно молчаливы, вдумчивы и усидчивы.
Малыш видит, что у него хорошо получается, ему хочется повторять рисунок снова и снова.