Наверное, каждому человеку хотелось бы иметь хорошие дружеские отношения с коллегами. Тем более женщинам. На работе приходится проводить много времени, хочется и пообщаться, и радостью поделиться, и на проблемы пожаловаться. Тем не менее, иногда такая дружба выходит боком. Почему так получается, разбирался MedAboutMe.
Дружба в рабочем коллективе: правила общения
В объявлениях о свободных вакансиях часто предлагают работу в дружном коллективе. Хоть это обычно и указывается в конце списка, но, тем не менее, призвано привлекать внимание соискателей. И многие действительно «клюют» именно на это, потому как отношения в коллективе в некоторых случаях имеют не менее важное значение, чем размер зарплаты и график работы.
К сожалению, некоторые коллеги спекулируют офисной дружбой, перекладывая на других свою работу. О том, как сохранить хорошие отношения в рабочем коллективе и не позволить сесть себе на шею, мы сегодня и поговорим.
Насколько приятным ни было бы общение с коллегами, высокий статус друга они должны еще заслужить. Ведь со своими друзьями вне офиса человек, наверное, уже не один пуд соли съел — вместе переживали радостные события и помогали друг другу в трудные моменты. А коллеги — это пока еще «темные лошадки», поэтому нужно быть разборчивым в отношениях, и воспринимать новых сотрудников пока как приятелей. Не исключено, что в дальнейшем с некоторыми из них действительно сложатся хорошие дружеские отношения. Но пока лучше ограничивать круг тем для разговоров и выбирать такой формат общения, который в случае необходимости позволит отдалиться, не испортив свою репутацию. Для этого рекомендуется:
- не допускать одностороннего характера отношений с коллегами (игра в одни ворота). Обращать внимание на наличие или отсутствие помощи с их стороны;
- не делиться подробностями своей личной жизни, не говорить о проблемах с деньгами и здоровьем, чтобы не спровоцировать зависть или жалость. Из-за этого отношения могут стать неравными, и у коллег возможно появление соблазна использовать нового товарища. Например, если женщина одинокая, то почему бы ей не поработать сверхурочно вместо напарницы, у которой домашних дел по горло? Все равно торопиться некуда;
- не признаваться в серьезных слабостях, потому как это может дорого стоить. Допустим, если женщина признается, что робеет перед начальством, кто-то из коллег может этим воспользоваться и подкидывать лишнюю работу, ссылаясь на указания шефа;
- не рассказывать об ошибках, которые могли быть на предыдущей работе. Не обязательно ставить в известность и о недавних промахах, тем более если они уже исправлены. Не нужно давать козыри в руки тем людям, характер отношений с которыми еще остается неясным;
- не сплетничать о коллегах, партнерах и руководстве. Если приходится быть свидетелем «перемывания косточек», лучше держаться от этого подальше. Не исключено, что слова, произнесенные во время подобной беседы, могут потом быть использованы против того, кто их сказал: «Ты говорила, что я медленно работаю? Попробуй сделать быстрее». А недоброжелательные выражения в адрес начальства могут быть даже использованы для шантажа;
- подумать, действительно ли коллеги, усердно демонстрирующие настоящие дружеские отношения, испытывают искренние и теплые чувства? Возможно для кого-то новая сотрудница — это просто полезный человек, который может пригодиться для выполнения какой-то работы «во имя дружбы».
Характер отношений: как помогать коллегам?
Разумеется, постоянно отказывать коллегам в помощи не нужно. Так можно и в одиночестве оказаться. К тому же иногда в качестве помощи имеет смысл просто дать дельный совет, не отрываясь от выполнения своих дел. Главное, чтобы совет этот не выглядел как отговорка.
Можно снабдить коллегу определенной информацией, как говорится: «дать не рыбу, а удочку». Или подтолкнуть к решению задачи, разделив ее на этапы и объяснив принцип их выполнения. Кстати, многие люди нуждаются именно в такой помощи, а не в выполнении за них самой работы.
Не забывайте с уважением относиться к опыту своих коллег. Не стесняйтесь спрашивать, столкнувшись со сложной задачей. Возможно, в их практике уже встречались аналогичные случаи, и вместе вам будет легче решить этот вопрос. Обязательно благодарите коллег за помощь и по возможности доводите до сведения начальства факт совместной деятельности.
Если приходится часто помогать другим коллегам, имеет смысл попросить их внимательно выслушивать рекомендации, а при необходимости и записывать. Это поможет им в следующий раз выполнить такую работу самостоятельно. Подкидывайте сотрудникам полезные ссылки из Интернета, научите их самостоятельно находить и проверять информацию.
Если коллеги обращаются за помощью, нужно постараться понять, действительно ли они в ней нуждаются, или просто боятся взять на себя ответственность. В последнем случае лучше просто успокоить человека, подбодрить его, предложить вместе все обдумать. Если есть уверенность, что коллега просто хочет переложить свою работу на кого-то, не позволяйте собой манипулировать.
Ну и конечно же, совсем не обязательно подсчитывать, кому сколько раз пришлось оказать помощь. Но если понятно, что это не дружба, а спекуляция ею в корыстных целях, нужно тактично поставить такого «друга» на место. Откажите в помощи один раз, сославшись на занятость, потом второй и третий… А потом он и обращаться перестанет.
Полезные привычки в отношениях с коллегами: разделение труда
Характер отношений в рабочем коллективе предполагает взаимопомощь. Поэтому полностью ограждать себя от профессиональных трудностей коллег не стоит. Лучше воспитать в коллективе привычки взаимовыгодного сотрудничества. Если дружба с коллегами носит двусторонний характер, тогда и коллег можно будет просить соблюдать принцип «не в службу, а в дружбу». Только желательно вести себя так, чтобы просьбы не выглядели как желание получить компенсацию за оказанную помощь. Лучше ссылаться на интересы компании, желание избежать простоев в работе и другие факторы, связанные с общей деятельностью, а не личными интересами.