COVID-19 продолжает изменять наш образ жизни. Хотя точно оценивать последствия и их масштабы получится не сразу, но уже есть предположения, как пандемия повлияет на самых маленьких – детей до десяти лет. MedAboutMe рассказывает о версии Марка МакКриндла, автора терминов «поколение альфа, зета, игрек».
Что запомнит поколение альфа?
Новый век принес нам новые слова – бумеры, миллениалы, поколение Z, альфа-дети.Всем навесили ярлычки, причем не только по году рождения, а и по особенностям возрастных групп.
По версии Марка МакКриндла поколения разделяются так:
- 1927-1945 года рождения – «молчаливое поколение»;
- 1946-64 – «бумеры»;
- 1965-1980 – поколение Х;
- 1981-96 – миллениалы;
- 1997-2012 – поколение Z (центенилеалы);
- 2013 — н. в. – поколение альфа.
По другим вариантам поколение альфа начинается с 2010 года рождения, и генерации сменяются раз в 20 лет.
Только один из десяти родителей сегодня не считает, что пандемия коронавируса серьезно повлияет на современных детей. Самые старшие из поколения альфа хорошо запомнят, что происходило во время локдауна – так утверждает исследование компании Марка МакКриндла McCrindle Research (Австралия), для которого дважды опрашивали австралийцев в начале пандемии (март) и спустя 3 месяца. Часть предварительных выводов уже подтверждается.
Это поколение – первое, которому довелось воспринимать «домашние офисы» как общепринятую норму, узнать про виртуальные классы и «дистант». И хотя по возрасту многие еще не понимают, зачем нужна социальная дистанция, дети начинают воспринимать ее как норму. Так же, как и ситуации, когда нельзя пойти на детскую площадку или в гости к бабушке с дедушкой.
90% родителей считают, что все это приведет к еще большему слиянию техники и человека – хотя альфы, кажется, и так уже рождаются со смартфонами в руках.
Но это далеко не единственное последствие пандемии.
Качество и тенденции образования
Как и многие другие области, сфера образования оказалась вынуждена измениться. Переход на дистант дался непросто, а есть регионы и школы, где он не завершен или в принципе невозможен.
И вот тут наши оценки и исследование МакКриндла расходятся: в Австралии к маю 71% родителей оценивали дистанционное обучение как положительный опыт, хотя хотели бы без него обойтись.
«Поколение ковид» – такой термин ввели британские ученые после изучения катастрофических последствий закрытия школ для подростков из неблагополучных семей. По их мнению, значительная часть школьников из этой группы уже лишилась возможности поступить в колледж и получить достойную работу.
В России все не так хорошо: 72% родителей отмечают, что дети учатся намного хуже – потому что отвлекаются. Онлайн-учеба может сводиться к отправке в чаты номера параграфа и задания без разъяснений и обсуждений. Качество интернет-связи, перебои в работе онлайн-ресурсов, цифровая грамотность учителей вызывают недовольство каждого третьего родителя.
Все это неизбежно приводит к серьезному расслоению между детьми: учиться хорошо могут только дети, которые способны заниматься без постоянного контроля, или те, у кого родители все время «держат руку на пульсе». Это ухудшает шансы поступить в востребованные вузы и неизбежно скажется на знаниях и уровне подготовки.
Последствия весенне-летнего локдауна оценили в Великобритании в Управлении по контролю за стандартами в сфере образования. Эксперты сосредоточились на «поколении альфа», детях до 7-8 лет, считая их самыми пострадавшими из-за прекращения посещения школ (с 4-х лет), детских садов (с года) и общения со сверстниками.
Больше всего досталось малышам в семьях с двумя работающими взрослыми. Дети, которые только начали осваивать базовые навыки, забыли слова, арифметику, перестали пользоваться освоенными столовыми приборами и горшком.
Школьники показали ухудшение концентрации внимания, физической формы, грамотности, навыков счета.
Все это выявилось в сентябре, когда после весеннего карантина и летних каникул дети вернулись в группы и классы.
Однако с другим выводом австралийских ученых нельзя не согласиться: поколение альфа не будет испытывать затруднений при участии в виртуальных встречах и мероприятиях.
Позитивный момент: семейные связи
Марк МакКриндл уверен, что удлиненный семейный досуг из-за работы взрослых на удаленке окажет значительное влияние на детей. Вместо офиса и командировок родители стали оставаться дома и учиться гибкому структурированию времени. Австралиец считает этот фактор самым позитивным последствием пандемии: более половины взрослых в опросе сказали, что это – хороший опыт, и они не против его продолжить, чтобы больше общаться с семьей.
С этим результатом можно поспорить: он явно основан на выборке опрашиваемых, тех семей, кто имел возможность оставаться дома с поддержкой государства или без потери в заработке и организовывать рабочее пространство в доме. Не всем россиянам так повезло.
Кроме того, эксперты уже говорят о росте домашнего насилия – в том числе и в отношении детей – из-за пребывания в стрессовой обстановке и замкнутом пространстве в течение двух месяцев карантина. К счастью, на данный момент прогулки разрешены, а «на удаленке» приходится сидеть не всем взрослым и только небольшой части детей.
Однако для тех, кто все же проводит все время в кругу семьи, есть хорошая новость: по мнению экспертов, такой опыт помогает сменить приоритеты в семьях, усилить связи и найти правильный баланс между работой и личным временем.
Одиночество и дружба
Возраст до 7-8 лет – ключевой в процессе социализации. И хотя есть различные данный исследований о том, что локдаун не привел к росту ощущения одиночества у подростков и взрослых благодаря соцсетям и общей заботе о здоровье, но маленьким детям тут не повезло (а про подростков и вовсе результаты сомнительны).
Виртуальные встречи, дни рождения и playtime через видеочаты хотя и помогают частично выстраивать взаимодействие, но заменить полноценное общение не могут – а оно критично для развития ребёнка.
Так что есть вероятность нарушения социализации у подрастающих детей, а вместе с ней изменение ценности общения – как в большую, так и в меньшую сторону. Возможно, новое поколение станет даже более индивидуалистическим, чем центениалы (1997-2012 г. р.).
Психическая устойчивость и адаптация к изменениям
Еще один бонус локдаунов: большинство детей запомнят не столько вирус, сколько изменения в поведении родных во время пандемии. Дети получили возможность наблюдать за взрослыми и учиться реакции на стрессы и неуверенность.
Собственно, ценным навыком стало бы такое опосредованное обучение психической устойчивости без панических настроений. 78% взрослых австралийцев сказали, что опыт пандемии поможет детям вырасти более эмоционально устойчивыми и адаптивными.
Все это, конечно, при условии, если родители и учителя обучали детей позитивным реакциям и по возможности создавали стабильную среду, не ограждая при этом от подходящей по возрасту информации о COVID-19.
Поколение зета: что думают о пандемии центениалы?
Маленькие дети не вполне понимают, что происходит, а вот тем, кто постарше, уже приходится нелегко. Каждый второй из поколения Z (годы рождения 1997-2012) указал, что пандемия серьезно повлияла на их жизнь, которая в норме полна учебы и общения.
- Вместо привычных целей – учиться без проблем, иметь перспективы и проводить время с друзьями – появились препятствия в каждой сфере, плюс экономические ограничения.
- Самое значительное влияние оказали скука, снижение физической активности и одиночество – и у «зет» они проявлялись больше, чем в других возрастных категориях.
- У половины отмечается повышенная тревожность: в большинстве случаев это первый масштабный негативный опыт в жизни подростков, который происходит не в учебниках, а в реальности. Эти выводы австралийцев подтверждаются по всему миру.
Российские психологи, неврологи и психиатры отмечают всплеск обращений за консультацией о причинах тревоги, нарушений сна, депрессивных состояний от самих подростков. Пока мы обсуждаем вакцины, ограничения и ношение масок, в детских умах происходят более масштабные изменения, и не все они во благо. Отрицать, забыть или искоренить их не получится, придется учитывать и подстраиваться так, чтобы бонусы новых навыков перевешивали негативное влияние пандемии. А это значит разговаривать, спрашивать, слушать и стараться показывать позитивный пример на собственном поведении.