Ясли предназначены для самых маленьких детей. Теоретически отдавать детей в ясли можно, начиная с полугодовалого возраста. На практике это почти невозможно: и учреждений таких очень мало, и родители не готовы отдавать свое сокровище в таком возрасте чужим людям даже на короткий срок. Как правило, ясли посещают малыши в возрасте от 1 до 3 лет.
Ясли или няня?
Сложный вопрос ясельного воспитания в каждой семье решается в индивидуальном порядке. На принятие решения влияет большой комплекс обстоятельств. Часто мамы по разным причинам вынуждены выходить на работу до окончания декретного отпуска, или обстановка в семье не позволяет уделять ребёнку должное внимание, и это может привести к ревности, обидам и психологическим проблемам.
В некоторых семьях решением вопроса становятся бабушки или приходящая няня, но довольно часто родители сознательно выбирают ясельное воспитание, так как считают, что это пойдет ребёнку на пользу.
Сторонники домашнего воспитания считают, что ясли противопоказаны маленьким детям. К минусам посещения яслей относят отсутствие индивидуального подхода, недостаток внимания воспитателей, возможное предвзятое отношение. Из общения с другими детьми малыш может подхватить плохие привычки, особенности речи, бранные слова. Родителям придется постоянно следить за новыми «познаниями» своего ребёнка. Пугающим фактором являются частые инфекции, особенно в случае слабого здоровья.
Определяющим фактором является психологическая готовность малыша покинуть свой дом и какое-то время побыть без мамы. Детки в любом возрасте проявляют врожденные черты характера, и не учитывать личность малыша нельзя, чтобы не нанести ему эмоциональную травму.
Трудности для малышей разного возраста
Ранний ясельный возраст до одного года характерен менее выраженным внешне стрессом ребёнка при расставании с мамой. Малыш в этом возрасте порой спокойно общается с незнакомыми людьми, не очень привязан к своему дому, и адаптация к яслям пройдет менее болезненно. Однако такой маленький ребёнок, несмотря на внешнее спокойствие, может сильно переживать. Второй фактор: ребёнок не научен еще навыкам самообслуживания, поэтому его не следует оставлять надолго без попечения мамы или бабушки.
В возрасте от 1,5 до 2,5 лет у детей проявляется чувство собственности и способность явно выражать несогласие с изменениями. Особое значение приобретают родители, своя кроватка, стол, стульчик, любимые игрушки. При расставании с ними ребёнок испытывает эмоциональное напряжение, острое желание вернуться в свой привычный мир. Это выражается в капризах, плаче, агрессивном поведении, даже внезапном повышении температуры при сборах в ясли. Оторваться от мамы ребёнок категорически отказывается, он боится, что его оставят с чужими людьми навсегда. Такие ситуации требуют от родителей огромного терпения. Малыша надо спокойно убедить, что его любят и не бросят одного, завлечь новыми игрушками и интересными планами.
Трехлетний кроха, как правило, уже может сам умыться, одеться, воспользоваться горшком. Дети этого возраста уже подготовлены к совместным играм с другими малышами. Если ребёнок умеет говорить, посещение яслей ускорит его социализацию, повысит коммуникабельность. Психологи считают достижение 3-4 летнего возраста лучшим моментом для начала регулярного посещения яслей или детского сада.
Наблюдая за ребёнком, родители могут понять его физическую и психологическую готовность к отправке в детское учреждение. Ребёнок должен быть научен пользоваться ложкой и проситься на горшок. Он должен быть в состоянии обходиться какое-то время без мамы и общаться с другими людьми. Некоторые активные детки быстро начинают скучать, им требуются все новые развлечения, и в этом случае ясли не вызовут у них отторжения.
Что требуется от родителей
Чтобы уменьшить негативные последствия раннего посещения яслей, ребёнка надо подготовить. Домашний распорядок дня следует мягко изменить под режим, установленный в яслях, научить ребёнка есть и пить без уговоров. Полезно научить малыша играть самостоятельно непродолжительное время, самому убирать за собой игрушки. Обязательно надо приучить ребёнка к дневному сну после обеда, это снизит капризность.
Постепенно надо знакомить малыша с другими детьми, гулять с ним на детских площадках, бывать в общественных местах. Ребёнок должен привыкнуть к окружению чужих людей, не ощущая дискомфорта в новой обстановке.
Можно сходить на развивающие занятия для детей раннего возраста. Это не только полезно для интеллектуального развития, но и благотворно скажется на быстром привыкании к яслям.
Адаптация ребёнка должна быть постепенной
Лучше приурочить начало походов в ясли к теплому времени года, чтобы снизить риск заболеваний простудой. Не нужно сразу же оставлять кроху на весь день. Первое время ребёнок должен находиться в яслях 1-2 часа, это поможет ему привыкнуть к новому обществу без особого стресса. Через неделю, если все хорошо, ребёнок может оставаться в яслях до обеда. Еще через 1-2 недели можно забирать малыша сразу после тихого часа. Если ребёнок не капризничает утром во время сборов в ясли, не плачет по маме в течение дня, увлеченно играет с другими детьми, не рвется постоянно домой, то адаптацию можно считать успешно пройденной.
Ключевую роль в привыкании малыша к яслям играет воспитатель. Важно постоянно поддерживать с ним контакт. Нужно каждый день выяснять: как ребёнок себя ведет, ест, просится ли на горшок, взаимодействует с другими детьми. Отслеживая регулярно эти моменты, родители поймут, насколько малыш адаптировался в новой обстановке и готов ли он ходить в ясли на полный день.
Очень важно наблюдать за изменениями в поведении ребёнка. Если он плохо адаптируется и страдает в яслях, это проявится капризами, плохим сном, общей нервозностью. Родители не должны раздражаться и ругать малыша. Напротив, от них требуется помочь ребёнку привыкнуть к новой ситуации, обсуждать проблемы, разрешать брать в ясли любимую игрушку. Адаптационный период обычно длится около 2 месяцев, после чего ребёнок начинает положительно воспринимать ясли, заводит друзей и с удовольствием идет утром «на работу», как мама и папа.