Весна — один из самых напряженных периодов в школьном расписании ребёнка. Родители могут проследить это и по успеваемости школьника, и по его медицинской карте: именно в весеннее время дети начинают болеть чаще, чем в другие сезоны. Это связано не только с наступлением периода простуд — повышение температуры воздуха и увеличение влажности от таяния снега создают благотворную среду для размножения вирусов и бактерий. Именно к весне у ребёнка накапливается общее состояние усталости после зимы, и после большей части учебного года. Как на это реагировать и что предпринять?
Весеннее утомление у ребёнка
Весной у очень большого количества родителей складывается впечатление, что у школьника происходит обострение лени. Уроки после школы заставить делать невозможно, уборка в комнате становится непосильным заданием. Ребёнок не хочет ни выполнять какие-то поручения по дому, ни даже гулять с друзьями — он вообще ничего не хочет. Обленился? Но ни учитель, ни психологи не склонны связывать подобное поведение ученика только с нежеланием учиться. Существует даже специальное понятие «синдром третьей четверти» — время, когда дети устают больше, чем в любое другое время года, и им сложнее справляться с самыми обычными делами.
«Синдром третьей четверти» никак не связан именно с разделением учебного процесса на четвертные периоды. Даже если ребёнок учится по другому графику, все равно его организм будет испытывать похожие нагрузки. Позади осталась зима с ее холодами и короткими днями без солнца. Кончились запасенные летом и осенью запасы витаминов — особенно витамина D, усваивать которыйребёнок может с солнечным светом. Иммунная система работала на износ, отражая атаки многочисленных болезнетворных агентов. И школьная программа за текущий год пройдена уже больше, чем на половину. От общей совокупности нагрузок ребёнок устает быстрее, чем обычно, любые дела ему выполнять сложнее.
Детям нужен отдых
Что с этим могут сделать родители? Конечно, дать ребёнку отдохнуть. Весна — это время пересмотреть распорядок дня школьника и убрать из него все нагрузки, которые можно, чтобы не пострадало развитие школьника. Может быть, стоит сделать перерыв в дополнительных занятиях или кружках, не надолго — только на время. В течение дня обязательно должно быть время, выделенное только для отдыха. Неплохо было бы вернуться к практике послеобеденного сна, но не каждый ребёнок, особенно среднего школьного возраста, на это согласится.
В распорядке дня школьника очень важны прогулки. С появлением занятий в классе потребность в свежем воздухе и активных играх не уменьшается, а только увеличивается. Очень желательно, чтобы ребёнок на улице проводил не меньше трех часов. Однако современные городские реалии редко располагают к соблюдению этих норм. Родители всех подростков знают, что выгнать чадо погулять стало практически нереально. Это раньше малыш вприпрыжку бежал играть с друзьями на площадку, а теперь он общается с ними только через гаджеты — для этого из дома выходить не надо.
Что делать? Можно попробовать заинтересовать ребёнка какими-то спортивными занятиями на улице, или походом в интересное место. Маленькой победой будет даже сам факт, если дети встретятся на улице, и там все равно не будут расставаться с гаджетами. Это не самый здоровый способ проведения досуга, но все же это свежий воздух. А кислород обогащает кислородом кровь, повышает уровень гемоглобина, все системы получат импульс для восстановления и развития.
Учитель войдет в положение
Если ребёнок совсем захандрил и стал часто болеть,родители могут покуситься даже на святая святых современной системы развития — посещение школы. Да, иногда можно позволить школьнику дополнительные каникулы, написав соответствующую записку учителю. Конечно в это время все же не стоит отказываться от учебы совсем, выполнять домашнее задание и следить за пройденным материалом надо по-прежнему. Но сам факт нескольких дней без ранних подъемов и сидения на уроках может стать существенным подспорьем.
Отнесется ли с пониманием учитель к такому положению дел — вопрос личных взаимоотношений и ученика, и его родителей. Конечно, никому из педагогов не понравится сама по себе идея прогула. Но в данной ситуации речь идет не о лени или прихоти, а о здоровье. В конце концов, от ослабления организма дети болеют. Если ребёнок окажется жертвой простудного заболевания из-за того, что иммунная система вследствие общей усталости даст сбой. Школьник все равно пропустит уроки, но уже с медицинской справкой. Так стоит ли настаивать?
Родители пересматривают рацион
Отдельным подспорьем должно стать меню. Весной в детском рационе обязательно должны присутствовать продукты, предоставляющие недостающие витамины и микроэлементы. Гемоглобин и фолиевая кислота способствуют лучшей доставке кислорода к тканям органов и ускоряют белковый обмен, а значит, стимулируют работу иммунной системы. Эти вещества школьник получит с овощами зеленого цвета, пряными травами и яблоками. Одно яблоко в день всегда должно присутствовать в меню каждого ребёнка.
Также ребёнку необходимы сложные углеводы — это источник энергии, он даст школьнику сил и поможет его нервной системе взбодриться перед началом учебного дня. А значит, завтрак должен начинаться в каши или макарон твердых сортов — это главный источник данных соединений. А вот употребление мучных сладостей, наоборот, родители должны ограничить. Да, в булочках и шоколадках тоже можно найти углеводы, но это они принадлежат к группе простых. А это значит, что для их расщепления понадобится выработка большого количества ферментов одновременно. Это большая работа для поджелудочной железы. На фоне общей усталости организма, это может оказаться чрезмерной нагрузкой.
Мясные блюда — это белок, строительный материал для организма. Они необходимы ребёнку всегда, а весной особенно сильно. Значит, нежирные сорта мяса должны присутствовать на столе школьника ежедневно.
Если родителям кажется, что их ребёнок все же недополучает каких-то незаменимых элементов, им стоит проконсультироваться с врачом и подобрать специализированный витаминный комплекс, с учетом возраста и особенностей здоровья.