Современная статистика показывает, что с каждым годом все больше детей имеют врожденные пороки развития и все чаще страдают от хронических заболеваний. Достаточно часто таким пациентам педиатры советуют занятия специальной лечебной гимнастикой, которые способны стать дополнительным методом терапии и восстановления организма. Во многих случаях ЛФК помогает малышу настолько результативно укрепить здоровье, что он за достаточно короткий срок может полностью вернуться к обычному образу жизни здоровых детей.
Назначение и цели лечебных упражнений
Лечебная гимнастика представляет собой эффективную и доступную систему особых упражнений, направленных на избавление от ряда болезней и восстановление после травм. Данная физическая нагрузка в основном рассчитана на самостоятельную работу ребёнка, за исключением случаев ограничения подвижности какой-либо части тела, когда требуется помощь взрослого. В любом случае, во время занятий обязательно присутствие квалифицированного специалиста, способного оценить правильность выполнения упражнений и текущее состояние ребёнка.
Таким образом, главной целью лечебной физкультуры является улучшение и реабилитация физического и психологического здоровья. ЛФК особенно необходима в сложных случаях — например, при случаях паралича или ампутации конечности. Тогда специальные лечебные упражнения позволят научить человека компенсировать утраченные функции и двигаться максимально полноценно.
Назначать занятия лечебной гимнастикой и определять их режим может только лечащий врач, который ведет пациента и хорошо знаком с состоянием его здоровья. Обычно проводит ЛФК специалист — кинезитерапевт — получивший диплом об окончании профессионального учебного курса.
Эффективность ЛФК для детей
Лечебная гимнастика позитивно воздействует не только на физическое, но и на психоэмоциональное состояние ребёнка. Она характеризуется следующими положительными качествами:
- укрепляет мышцы тела, улучшает гибкость и подвижность суставов и связок;
- ускоряет заживление тканей мускулатуры, суставов, сухожилий и нервов;
- благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат;
- улучшает общее физическое состояние ребёнка;
- помогает компенсировать утраченные функции различных частей тела;
- развивает чувство равновесия и координацию движений;
- способствует коррекции осанки и поддержанию нормального веса тела;
- предотвращает появление пролежней или воспаление легких у стационарных больных;
- повышает защитные силы организма и улучшает настроение;
- нормализует обменные процессы и работу системы кровообращения;
- помогает самостоятельно справляться с бытовыми задачами;
- улучшает коммуникационные навыки во время групповых упражнений.
Эти свойства лечебной гимнастики позволяют успешно применять ее в различных областях медицины. Дети, в отличие от взрослых, предпочитают занятия в приятной и доступной им игровой форме. Следует лишь направить естественную потребность любого ребёнка в движении в нужное русло, что позволит ему избавиться от многих заболеваний, например, сколиоза, плоскостопия или ожирения.
Для детей разного возраста следует использовать различные виды упражнений, а также выбирать разный спортивный инвентарь. Также необходимо корректировать уровень нагрузки и продолжительность занятий. Многие дети дошкольного возраста с удовольствием работают с гимнастическими мячами, палками, обручами, сенсорными дорожками и т. п. А использование определенного сказочного сюжета позволит не только поработать с телом ребёнка, но и развить его речь, фантазию и навыки коммуникации.
Упражнения лечебной гимнастики для детей
Эти лечебные упражнения в основном направлены на коррекцию осанки и рассчитаны на детей 3-6-летнего возраста. Кроме того, эта физическая нагрузка может выступать в качестве профилактики рахита, сколиоза, плоскостопия и прочих недугов. Также она помогает предупредить проблемы с желудочно-кишечным трактом и ряд других заболеваний внутренних органов.
- Бросок.
Для выполнения данного упражнения необходимо лечь на спину, взять в руки гимнастическую палку и вытянуть руки вертикально вверх. Далее ребёнку следует поднять ноги, перебросить их через спортивный снаряд и вернуть в начальное положение. Выполнить не менее 13-15 повторений.
- «Воздушное письмо».
Элемент выполняется из следующего горизонтального положения: ребёнок лежит на спине и поднимает сомкнутые ноги вертикально вверх. После чего следует попросить малыша ногами рисовать в воздухе какие-либо предметы, например те, которые несет на спине ежик. Пусть ребёнок как можно подробнее прорисует все детали. Упражнение можно практиковать до тех пор, пока ребёнок не начнет уставать.
- «Пловец».
Меняем локацию: ребёнок переворачивается на живот и взмахами верхних и нижних конечностей имитирует движения пловца. При этом и ноги, и руки можно слегка отрывать от пола. Взрослому необходимо задавать различные ситуации, например, «на пути к другу собачка увидела реку» или «зайчик участвует в соревнованиях по плаванию и старается победить». Упражнение выполняется до первых признаков усталости ребёнка.
- Ходьба.
Занимаем начальную позицию — ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки на талии. Дайте задание малышу сделать круг по комнате, ступая только на пяточках («Зайка старается не замочить носочки в луже»), затем на носочках («Зайка как можно тише крадется мимо дома лисички»), далее попеременно на внутренней и внешней стороне стоп («Мишка косолапый идет по лесу»).
К ЛФК следует приступать только после консультации с лечащим врачом, это особенно касается пациентов со следующими недугами:
- выраженными нарушениями психики;
- сердечно-сосудистой недостаточностью;
- нарушением сердечного ритма и мозгового кровообращения.
Во время простуды, особенно с повышенной температурой тела, или же с обострением хронического заболевания, гимнастикой заниматься не рекомендуется.
Чтобы лечебные упражнения дали положительный результат, ребёнок должен заниматься активно и с удовольствием. Поэтому очень важно правильно организовать занятия. Тренировки должны быть регулярными, интересными, посильными и с постепенным повышением нагрузки. Все это позволит малышу быстро адаптироваться и с радостью ожидать каждого следующего тренинга.