Выбирая детский садик, каждый рассчитывает, что его малыш будет в безопасности. Само собой, ребёнка не должны обижать, он будет накормлен, чист и, как обычно, беззаботен. Дополнительные занятия только приветствуются. Но далеко не всегда оказывается все так безоблачно: воспитатель по разным причинам не удовлетворяет ожидания родителей. Многие предпочитают обойти конфликт, хотя иногда ситуация выходит из-под контроля или же становится такой, что разбирательств не избежать. Действительно, игнорировать неоднозначные вопросы, недовольство персонала или другие возможные источники ссоры не стоит, ведь речь идет о коллективе, в котором развивается маленький человечек.
Основные претензии родителей
Причин возмущений со стороны мам и пап существует немало. Они бывают как объективными, так и исключительно субъективными. Конечно, когда воспитатель не справляется с поставленной задачей даже при наличии помощницы, когда все дети в группе страдают от отсутствия квалификации такого работника, когда на малышей кричат и даже поднимают руку, ответ очевиден — недовольство оправдано.
Но есть ряд ситуаций, которые относятся к субъективным, хотя и довольно часто раздражают взрослых.
В детском саду кроху ничему не учат. В этом случае обычно оказывается, что сами родители все время заняты и не уделяют малышу достаточно внимания для закрепления материала. Хотя иногда ребёнок еще не готов к той информации, которую дают на занятиях. У этой медали есть и обратная сторона: воспитатель действительно не прикладывает особых усилий, чтобы в процессе занятий были охвачены все дети. Доказать это довольно сложно, поэтому обычно взрослые выясняют подобные ситуации из рассказов малышей из средней и старшей группы. Нужно поговорить с педагогом и поискать конструктивное решение.
Когда ребёнок не хочет ходить в детсад, родители нередко считают, что это происходит по причине «особенного» отношения к малышу со стороны персонала. Опыт показывает, что мамы и папы могут быть правы, но зачастую и ошибаются: иногда крохи просто не любят расставаться с ними надолго, и только поэтому каждое утро слышится их плач. Как правило, выяснить ситуацию реально с помощью регулярного опроса собственного чада: не обижают ли его, нравится ли ему играть с другими детками, танцевать и петь песенки, учиться считать и рисовать. Если никаких причин для негативного отношения ребёнок не называет, можно говорить о том, что работники детсада в этом случае ни в чем не виноваты.
Нередко родителей раздражают поучения воспитателя. Обучающий персонал имеет полное право давать рекомендации, особенно, если дите выделяется на фоне других своим поведением или отсутствием желания заниматься. В каждом учреждении есть психологи, которые адекватно оценивают развитие и психологическое состояние малыша. Если мамы и папы не готовы воспринимать такие рекомендации, следует пригласить специалиста.
Невмешательство педагога в конфликты между детьми — еще один повод для возмущения, особенно, если пострадал именно их малыш. Когда виновный не наказан, или ситуация преподнесена не так, как рассказывает ребёнок, взрослые имеют полное право разобраться. Но и такие случаи бывают субъективными: кроха мог сам стать причиной ссоры, в которой и пострадал.
Независимо от того, что именно стало причиной недовольства родителей, решать разногласия лучше путем диалога, а не открытого конфликта.
Чем бывают недовольны воспитатели?
Взрослые люди обладают различными характерами и личным мнением, поэтому порой бывает очень сложно найти общий язык, особенно, когда речь заходит о любимом малыше: у воспитателя в группе детей много, а у мамы с папой он такой один. Тем не менее персонал детского сада имеет полное право на уважение, соблюдение установленного режима, сотрудничество. Если этого невозможно достичь, возникают конфликты. Педагоги обычно предъявляют наиболее распространенные претензии.
- Отсутствие уважения, склонность высказывать свое недовольство при ребёнке и других членах коллектива.
- Родители слишком поздно забирают детей.
- Дома ребёнка чрезмерно балуют и не занимаются с ним.
- Не научили вовремя самостоятельно кушать, надевать простые предметы одежды и т. п.
Как правило, родители не всегда могут оценить поведение отпрыска объективно, поэтому степень баловства, непослушание, неумение контактировать со сверстниками становятся очевидными лишь при посещении детского коллектива. Работники детсада традиционно обращают на это внимание и просят мам и пап поучаствовать в обучении на данном этапе. Когда по этой причине возникает конфликт, разрешить его конструктивно получится лишь в том случае, если взрослые готовы идти на диалог. Хотя от педагога, конечно же, зависит умение найти «рычаги» влияния на такого кроху, заинтересовать его, научить работать в коллективе. Но и это возможно лишь в том случае, если стратегию персонала поддержат родители.
Не втягиваем детей
Возмущение старших нередко переходит на ребёнка, который слышит, как отзываются о персонале детского сада. Поэтому важно научить кроху уважать старших, особенно педагога, с которым он проводит практически целый день. Нельзя выяснять отношения при детях, нельзя унижать и тем более высказывать свое недовольство при них. Если допустить такое поведение, малыш спровоцирует новый конфликт, и выходом останется лишь смена учреждения.
Как наладить отношения
В первую очередь никогда нельзя молчать: любые сомнения, недовольства и претензии подлежат обсуждению. Но выяснять отношения не следует на повышенных тонах и тем более при ребёнке. Взрослым следует спокойно рассказать о том, что их беспокоит. Аналогичным образом должен поступать и педагог, если ему что-либо не понравилось в поведении малыша или его родителей.
Безусловно, есть категория людей, с которыми сложно разговаривать спокойно и конструктивно, и в этом случае что-либо обсудить не получится. Но большинство ситуаций разрешается обычным диалогом, ведь каждый хочет, чтобы его кроха адаптировался к социуму, научился читать, писать, общаться, уважать старших и, в первую очередь, именно родителей. А ведь без уважения к педагогу в детском саду добиться этого будет невозможно.