Сегодня, 8 мая весь мир отмечает День Красного Креста и Красного Полумесяца (ККиКП). Это движение является одним из самых массовых на планете и объединяет под своими «знаменами» больше 100 млн граждан, занимающихся волонтерством и благотворительностью в 189 странах. Всего же к деятельности ККиКП причастно более полумиллиарда человек на планете. MedAboutMe рассказывает, что это за организация и зачем она вообще нужна.
История символов: Крест, Полумесяц и Кристалл
В ходе многочисленных войн человечество пришло к выводу, что даже во время военных конфликтов нужны правила, защищающие раненых и врачей, которые спасают их жизни. В 1857 году врач Люсьен Борден, наблюдавший осаду Севастополя, предложил ввести единый международный знак для обозначения представителей медицины на войне. Тогда эта идея не нашла поддержки. Но в 1862 году о ней снова заговорили — на сей раз тему поднял швейцарец Анри Дюнан, описав проблему в своем труде, посвященном войне. А уже в следующем году с подачи его соотечественника Густава Муанье 17 февраля был создан Комитет, который занялся помощью раненым солдатам. Именно тогда и был запущен проект по внедрению специального обозначения для любых подразделений медиков во время войны Уже в 1863 году представители 14 государств объявили Красный Крест знаком врачей на войне — людей, придерживающихся нейтралитета и занимающихся только спасением жизней.
Идея символа принадлежит доктору Л. Аппиа, который просто инвертировал цвета флага Швейцарии и объяснил свой подход тем, что эта страна славится своим нейтралитетом. Но, хотя сам по себе Красный Крест никакого религиозного подтекста не нес, турки в период войны с Российской империей в конце 1870-х годов увидели в нем связь с крестоносцами — и выбрали себе вместо Креста Красный Полумесяц.
Оба символа позднее не устроили еще одно государство — Израиль, который не в силах принять ни то, ни другое, выбрал своим символом красный могендовид — шестиконечную Звезду Давида. Некоторое время представители международного сообщества и израильского спорили на предмет допустимости Могендовида вместо «христианского» Креста и «мусульманского» Полумесяца и в итоге сошлись на Красном Кристалле, который устроил всех участников спора.
Те, кто выступает под знаменами с Крестами, Полумесяцами и Кристаллами, реализуют одни и те же цели и задачи, а разница в символике лишь подчеркивает своеобразие человеческого мышления, а также способность к компромиссам и объединению. В итоге этих религиозных метаний было создано Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, объединившее носителей всех трех эмблем.
Отечественные Красные Кресты и Полумесяцы
Женевская конвенция 1864 года гласила, что воюющие страны обязаны лечить раненых — всех без исключения, даже если речь идет о солдатах противника. Через 3 года ее подписала и Российская империя, создав общество, занимающееся пострадавшими на войне солдатами. Через несколько лет оно стало называться Российским обществом Красного Креста. А через год после событий октября 1917 года новое, уже советское правительство подтвердило свою приверженность положениям Конвенции.
Нюансы символики не обошли и нашу страну. «Общества Креста» были организованы не только в РСФСР, но и в Украине, Белоруссии, Армении и др. Под знаком Полумесяца выступили Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан. Их всех объединял Союз обществ ККиКП СССР.
Когда Советский Союз перестал существовать, в 1991 году появилось Российское общество Красного Креста, которое в 2011 году стало просто «Российским Красным Крестом» (РКК).
ККиКП в наши дни
Изначально Красный крест (а также Полумесяц и Кристалл того же оттенка) создавались как символы нейтральных медиков, которые во время войны, прямо на поле боя спасают жизни людей, вне зависимости от их убеждений. Поэтому защита жертв военных конфликтов, включая раненых солдат, беженцев, пленных и любых гражданских лиц, попавших в военную «мясорубку», является приоритетным направлением деятельности Движения, которым занимается Международный комитет КК. Представительства этой организации имеются в 80 странах мира. В нашей стране тоже есть такой филиал.
Однако со временем люди с символами КК и КП стали помогать и иным категориям населения, терпящим бедствие по не связанным с войной причинам. Поэтому сегодня существует отдельная организация — Международная Федерация обществ КК и КП, которая занимается координацией помощи при различных бедствиях по всему миру. Ее члены собирают кровь, оказывают помощь беженцам, обучают местное населению правилам выживания в экстремальных ситуациях, в которых оно оказалось, а также профилактике опасных заболеваний, уносящих жизни сотен людей в отдельных регионах.
Наконец, помимо международных Комитета и Федерации, существуют национальные общества КК и КП. Их 189 — по количеству стран, подписавших все Женевские конвенции об участи раненых, военнопленных и гражданских лиц в период военных действий. Количество конвенций за прошедшие почти 150 лет, уже выросло до четырех. Добавим, что все страны-участники Движения ККиКП ежегодно платят взносы в международную организацию.
Отношения между ККиКП и остальным миром
Было бы наивно предполагать, что организация, которая вынуждена выступать аж под тремя разными эмблемами, является идеальной в глазах всего окружающего мира без исключений. Конфликты — внешние и внутренние — возникают на протяжении всей истории существования как международных органов Движения ККиКП, так и его национальных подразделений. Почему? Откуда вообще берется негатив по отношению к организации со столь благородными целями? Ведь Движение ККиКП проповедует 7 принципов, на которых строит свою деятельность: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность.
Тому есть несколько причин. Одна из них — конкуренция на рынке благотворительности. Кроме обществ Красного Креста и Красного Полумесяца существует множество других организаций, которым тоже нужны благотворительные средства. Цели их столь же благородны и возвышенны, помыслы чисты, а задачи актуальны. Но людей, готовых жертвовать деньги на добро, не бесконечное количество. Да и государства, выделяющие средства на финансирование подобных организаций, тоже обладают ограниченными ресурсами. Отсюда, волей-неволей, возникают споры на тему, кому должны были достаться деньги, кому они достались и насколько справедливо и правильно были потрачены.
Другая причина сходна в чем-то с проблемой разных символов. Разные подразделения движения ККиКП, прежде всего, придерживаются традиций и политики своих стран. И нередко на политическом уровне они оказываются если и не врагами, то, как минимум, представителями государств с разными взглядами на ту или иную проблему.
Красный Крест и войны России
Интерес России к военным действиям в последние несколько лет вызвал неоднозначную реакцию в мире. Это не могло не отразиться на работе благотворительных организаций международного уровня, имеющих представительство и в России.
Из нашумевших событий последних лет — взаимная неприязнь между Международным комитетом Красного Креста (МККК) и национальным Российским Красным Крестом (РКК). И та, и другая организации выделили большие средства на поддержку населения, оказавшегося на территории боевых действий между войсками Украины и боевиками, придерживающихся пророссийских позиций. Однако гуманитарная помощь со стороны России поддержки от официального Киева не получила. Представители МККК при этом выступили на стороне Украины.
Сегодня наши отечественные политики подталкивают Российский Красный Крест к выбору — к тому самому выбору, которого так старались избежать когда-то авторы идеи о нейтральной третьей стороне, занятой исключительно спасением людей. Недавно Геннадий Онищенко выступил с заявлением, что Российскому Красному Кресту «пора перестать вести себя беззубо». В данном случае под этими словами подразумевается, что РКК должен активно выступать в защиту России, если международное сообщество обвиняет нашу страну в действиях, противоречащих международным договоренностям. К чему приведет изменение политики Российского общества Красного Креста — пока не известно.
Хотелось бы только напомнить: нейтралитет — это когда позиции воюющих сторон не играют роли. Важны лишь жизни и здоровье страдающих людей. Ничего более.