Адаптация ребёнка в коллективе — своего рода экзамен на успешную социализацию. И чем старше ребёнок, тем ему сложнее менять сложившийся школьный уклад на новое и неизведанное. В младших классах детям несколько легче в силу лабильности детской психики, а вот подростковый возраст идет рука об руку с гормональной перестройкой и это накладывает соответствующий отпечаток на восприятие мира.
О том, как складывается адаптация школьника в незнакомых условиях, расскажет портал MedAboutMe.
Адаптация в новом коллективе
В стенах школы ребёнок не только осваивает знания, но и получает навыки социализации. Особенно это актуально для детей, которым в силу разных причин пришлось сменить школу, а с ней и привычный класс.
К новой школе сложно приспособиться, если этому событию предшествовали не очень позитивные перемены — развод родителей, смерть близкого человека, переезд в другой город. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы их чадо сохранило связь со старыми друзьями и в то же время успешно налаживало коммуникации в чужом коллективе.
Взрослому человеку достаточно примерно трех месяцев на адаптацию в новом коллективе. У детей школьного возраста это может случиться чуточку быстрее. Но если не происходит должной социализации на новом месте, то стоит аккуратно разведать обстановку. Для этого родители должны поддерживать контакты с классным руководителем, посещать родительские собрания, быть в курсе школьной жизни.
Если у ребёнка отмечаются застенчивость, сложности налаживания контакта со сверстниками, неуверенность в себе, то родителям следует провести серьезную работу с ним. Вышеперечисленные качества ребёнка могут стать помехой для комфортного пребывания в новом детском социуме и адаптация будет затягиваться.
Родители как психологическая опора
«Главней всего погода в доме, а все другое — суета... ». Так в свое время уверяла всю страну известная российская исполнительница. Нельзя не согласиться: семья играет ключевую роль в жизни каждого, а для детей — это и вовсе базовая психологическая платформа.
Благоприятный климат в семье обеспечивает ребёнку душевный комфорт и это практически всегда помогает легко перенести адаптационные моменты в новой школе или новом классе. Когда у ребёнка происходит привыкание к новому коллективу, родители должны уделять ему больше внимания: отслеживать настроение чада, узнавать, как проходит общение с одноклассниками, педагогами, интересоваться детскими впечатлениями о школе. Это важно, поскольку в новых условиях ребёнок не сразу обрастает друзьями, а делиться впечатлениями ему крайне необходимо.
Дома ребёнка всегда должна ждать здоровая спокойная атмосфера, в которой он сможет расслабиться, отдохнуть. Не рекомендуется требовать от детей быстрого вливания в новую группу, сравнивать с другими детьми и ожидать от него успехов в учебе. В первые 1-2 месяца учебы в новой школе распорядок дня у ребёнка должен быть щадящим.
Помните: на все нужно время, а на адаптацию — тем более.
Бить тревогу следует, когда ребёнок начинает замыкаться, отмалчиваться на вопросы, плохо ест и спит. Эти признаки говорят, что «в датском королевстве» что-то неладно и таким образом себя проявляет стресс. Возможно, ребёнку понадобится помощь психолога: специалист сумеет определить факторы, что беспокоят ребёнка и проработать пути выхода из стрессовой ситуации.
Что нужно делать в период адаптации
Период адаптации — проверка социальных и психических навыков ребёнка. Старт учебного года и так нешуточный стресс: пасмурные осенние дни, сменившийся дневной режим, возросшие умственные нагрузки... Чужой коллектив красок в эту пасмурную картину не добавляет. И от того, как быстро и успешно ваше дитя вольется в незнакомый коллектив, выстроится его социальная жизнь в дальнейшем.
Младшие дети обычно легко вливаются в незнакомые условия, но важно, чтобы в семье не делали проблему из-за перехода в новый класс. Ведь дети всегда считывают общий настрой родителей. И этот факт обязывает взрослых поддерживать легкую атмосферу в доме. Не стоит в присутствии ребёнка говорить об ужасах перехода в новый класс и сложностях привыкания — так вы будете направлять мысли ребёнка в неправильное русло. Более того, он будет думать, что новая школа — некий опасный мирок, где его поджидают хулиганы, нехорошие учителя и т. д. В таком случае есть риск, что ребёнок подсознательно уйдет в глухую оборону, а это отнюдь не способствует хорошим отношениям с окружающими.
Игровой формат — лучшая база для дружбы. Можно организовать детский вечер, на который будут приглашены одноклассники, и это может положить начало позитивным переменам в школьной жизни малыша.
В переходном возрасте привыкание к новым реалиям осложняется юношеским максимализмом, самооценкой, подростковыми копаниями в себе, гормональными перестройками — в общем, все прелести пубертата накладываются на непростую ситуацию. Так что родителям 11-14-летних детей стоит быть готовым к острому неприятию ребёнка всего окружающего, к агрессивному поведению, негативному отношению к словам взрослых. На подростка не стоит давить и не нужно ожидать от него многого в период адаптации. Разумнее будет подсказать ему мотивирующий фактор обучения. Например, можно найти плюсы обучения в новой школе, сменить имидж, если позволяют правила заведения. Ребёнку нужно пояснить, что в первое время к нему будут присматриваться и это не повод для волнений.
Известно, что подростки склонны воспринимать только слова человека, чей авторитет в их глазах несомненен. И если этот человек будет мягко направлять, подсказывать, прорабатывать с ребёнком школьные ситуации, то это сослужит хорошую службу.
В старших классах период адаптации также проходит непросто. Ведь приходится оставлять привычную школу, друзей, слаженный коллектив. Будет хорошо, если учебная нагрузка в эти дни будет только увеличиваться — это отвлечет подростка от ненужных рефлексирований. Кроме того, активная внеклассная деятельность также способствует акклиматизации ребёнка: участие в школьных концертах, спортивных состязаниях, походах и экскурсиях.
На этом жизненном этапе с подростком лучше разговаривать на равных, поясняя, что он всегда может рассчитывать на вашу помощь.