Зима — прекрасное время года, но не все родители любят зимние прогулки. Их понять несложно: ребёнка нужно долго одевать, а что с ним делать на улице — и вовсе непонятно, ведь малыш еще такой неуклюжий. Однако развитие ребёнка зимой не останавливается, и для этого ему необходимы прогулки на свежем воздухе. Как их лучше организовать?
Здоровый образ жизни для детей на улице
Главное правило для зимней прогулки — очень много движений! Это обязательное условие предполагает не только здоровый образ жизни для детей, его соблюдение необходимо, чтобы и родители, и малыш не замерзли. Это в теплый сезон мама могла сидеть на лавочке с приятной книжкой, или тихонько катать коляску, в которой мирно посапывал карапуз. Зимой при малоподвижной прогулке оба просто замерзнут. Ребёнка старше 1 года уже не уложишь спать в коляске на несколько часов, он сам потребует движения, а значит, может вспотеть, перекутанный для положения сна в покое. Так что самый правильный вариант для зимнего развития ребёнка — одежда теплая, но не сковывающая движений, хорошо отводящая пот и позволяющая коже дышать теплым воздухом. Движений будут создавать необходимое тепло от тела и мамы, и малыша.
Долгие прогулки в холодное время года еще потому необходимы, что они представляют собой неисчерпаемый источник информации, которая составляет развитие ребёнка. Зима — это особое время, когда малыш может увидеть, как идет снег, закручивает кольца вьюга, во дворе вырастают сугробы, и снежинки садятся прямо на нос — ни в какой другой сезон нельзя будет этого увидеть и подробно изучить. А каждый новый опыт в столь юном возрасте незаменим, потому что он первый. Это открытие для себя маленькой вселенной, которое стимулирует развитие ребёнка лучше любых занятий со специалистами. Родители ни в коем случае не должны лишать кроху этого мира познания.
Творческое развитие ребёнка
Самое популярное зимнее развлечение — это слепить снеговика. Этот герой скорее всего уже знаком ребёнку по книжкам или сказкам — вот хороший повод лично познакомиться с ним и увидеть, откуда же берутся снеговики. Скатать снежный ком несложно, если на улице высокая влажность, и снег сам собирается в комочки. Малыш может просто начать катать один из них, пусть самый маленький, размером с кулачок, и скоро его комочек станет большим комом. Когда таких «частей тела» наберется нужное количество, родители могут помочь соединить их в большого снеговика, а попутно объяснить крохе основные математические понятия. Пусть малыш своими глазами увидит, что такое «большой», «поменьше» и «маленький», как это — один ком над другим, один под другим. Такие вещи кажутся взрослым очевидными, но для развития ребёнка это огромный шаг, с него начинается познание абстрактных понятий.
Снеговик может остаться в классическом белом наряде, а можно раскрасить его веселыми красками. Рисовать на холоде совсем несложно, достаточно только взять кисточку покрупнее и воду для акварельных красок. Снег — благодатный холст, он охотно вбирает в себя яркий цвет, придавая рисунку оригинальную текстуру. Еще более простой способ рисования на улице — раскрашивание узоров цветными струями воды. Для этого дома нужно развести в воде краски гуашь, налить этот раствор в пластиковую бутылку, и проделать в крышке маленькое отверстие. Через него будет вылетать струя воды — орудие для рисования готово! Как любое рисование, зимнее творчество учит кроху лучше понимать пространство и координировать свои движения, а стимулирование мелкой моторики благотворно влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка.
Активный малыш
Но самое главное, что можно делать на улице зимой — это, конечно, играть в снежки! Вот она, самая веселая и подвижная игра, которая одновременно и дает энергию, и согревает, а какой азарт охватывает всех игроков! Варианты игр разнообразны: можно целиться друг в друга, можно соревноваться, кто первым поразит определенную мишень, можно перекидывать снежки друг другу, можно бросать их на расстояние, кто дальше. Только родители обязательно должны объяснить крохе правила безопасности — в лицо другому человеку нельзя целиться ни в коем случае! Нельзя допустить, чтобы веселая забава закончилась для кого-то разбитым носом или травмой посерьезнее.
Если малыш еще не может активно бросать снежки, ему можно предложить подвижные игры попроще. Пусть родители поиграют с ним в охотников и зверей. Кроха, конечно, будет охотником, самым главным, и его задача — найти и догнать зверя по следам. Вот вперед выход хитрая лиса-мама, она запутывает свои следы в виде сложных изгибов. Малыш, ты найдешь лису? Для этого надо шагать точно по следу. Также можно использовать в полезных целях любовь большинства детей к копанию. Летом лопатка используется для песка, зимой ею можно копать снег. Но просто так копать не очень интересно, значит ищем практическое применение лопате и детским рукам. Может быть, малыш хочет прокопать тоннель в сугробе? Или построить горку? По этим сооружениям потом можно весело запустить кортеж из любимых машинок. А может быть, крохе хочется быть полезным и заняться уборкой двора? Это не только развлечение для него, но и помощь для всех гуляющих. Родители могут показать куда сбрасывать ненужный снег, чтобы он не мешался. Гулять по лично освобожденному от снега участку будет намного приятнее.
Родители-строители
Если на улицу выходит не одна семья, а целая компания, родители могут порадовать своих детей настоящей снежной крепостью. Это серьезная конструкция, но нескольким взрослым она вполне по силам, а дети, разумеется, могут помогать в процессе. Нужно будет подготовить множество снежных комьев, внизу у основания расположить самые крупные, выше выложить второй, третий и далее ряды, как следует «зацементировать» пространство между ними снегом. Это сложная работа, ведь каждый слабо укрепленный ком рискует обрушить все сооружение. Но удовольствие от полученного результата не может сравниться ни с чем! А насколько теснее сдружится весь коллектив строителей и их маленьких помощников в процессе возведения крепости! А какими гордыми потом будут ребята, показывая другим: «Это мой папа построил эту крепость!» Для эмоционального развития ребёнка не может быть ничего важнее подобного бесценного опыта, показывающего одновременно и пользу от совместной работы, и развивающего социальные навыки общения, и демонстрирующего логическую связку «старание—результат-радость». Так закладывается понятие стимула к работе на результат, потом оно пригодится и в спортивных достижениях, и в школьной учебе.