Мы нередко видим на упаковках продуктов надписи «био», «эко», «органик». Особенно внимательно к ним относятся последователи ЗОЖ, практикующие здоровое питание. Но всегда ли эти надписи соответствуют действительности? Гарантируют ли они высокое качество продукции и ее натуральность?
Как правильно выбирать продукты питания?
В России существуют четкие законодательные критерии, которые позволяют причислять продукты питания к органическим. Если эти нормы соблюдены, товар можно маркировать словами «органическая продукция» (а не «органик»).
В этом случае продукция должна быть выработана с использованием норм производства, подразумевающих определенные технологии. В первую очередь, это относится к сырью, из которого сделаны продукты питания. При его производстве должны отсутствовать:
- пестициды,
- химические удобрения,
- антибиотики,
- гормоны,
- стимуляторы роста животных,
- генно-модифицированные организмы и т. п.
Если говорить о маркировке «био», то по закону ею вправе снабжаться только молочные продукты питания, обогащенные полезными микроорганизмами: биокефир, биойогурт и т. д.
А вот обозначение «эко» говорит совсем о другом — о том, что в процессе производства, хранения и перевозки не наносился вред окружающей среде. Надо помнить, что здесь речь идет не о здоровье покупателей, а о заботе об окружающей среде. Такие товары охотно выбирают люди, которые придают значение экологии, безопасности среды обитания и т. д.
Поэтому, если для вас на первом месте стоит именно натуральность питания, выбирайте пищевые товары, обозначенные пометкой «органическая продукция» (не путайте с обозначением «органик»).
Игра на психологии потребителя
Маркетологи внимательно следят за настроениями в обществе. Им надо быть в тренде, поэтому они чутко улавливают новые веяния и тенденции в общественном сознании. Играть на психологии потребителя — их профессия.
Маркетологи прекрасно знают, что товары с вышеперечисленными обозначениями — био, органик, эко и пр. — пользуются доверием покупателей, и поэтому большим спросом, чем обычные. Это позволяет производителям устанавливать на такие товары более высокую цену.
Если на продукте присутствует слово «органик», это на 100% маркетинговая уловка. Дело в том, что данного обозначения нет в законодательных актах (там есть только «органическая продукция»). Поэтому его применение ни к чему не обязывает фирму-производителя. Здесь, опять-таки, во главу угла ставится психология покупателя.
Обозначение «био» возможно лишь на молочной продукции, обогащенной полезными микроорганизмами (о чем было сказано выше). В остальных случаях это ухищрения маркетологов. Производители наносят эти обозначения, не имея на то оснований. Однако привлечь за это к ответственности невозможно — разве только в том случае, если товар нанес прямой ущерб здоровью потребителя.
Как выбрать на полках магазинов полезные продукты?
Дело в том, что полезность продуктов никак не регламентирована законодательно. Поэтому информация о полезности еды, которую мы покупаем, нередко не соответствует действительности. Дать оценку, насколько тот или иной продукт полезен или нет, могут только специалисты, проверив его пищевую ценность в лабораторных условиях.
Понятно, что ни один покупатель не станет носить с собой лабораторную аппаратуру. Это дает возможность производителям и маркетологам рекламировать продукцию, преувеличивая ее достоинства. Потребители внушаемы, такова их психология. На этом играют маркетологи. «Не обманешь, не продашь!» — это правило рулит с незапамятных времен. Конечно, это не значит, что они занимаются прямым обманом. Нет, скорее всего, они лишь приукрашивают действительность, давая ей модные наименования: органик, био, эко, натур и пр.
Какие продукты полезны для здоровья?
Многие хотят получить ответ на вопрос: как органические продукты действуют на здоровье, на самом ли деле они полезнее обычных? Да, они могут иметь лучшее качество, чем обычные. Хотя бы потому, что фирма-производитель прикладывает больше усилий для того, чтобы соответствовать строгим требованиям, предъявляемым законодательством.
Но здесь, как и во всем, есть обратная сторона. Чтобы иметь право ставить на товар обозначение «органическая продукция», производитель применяет менее эффективные сельскохозяйственные технологии. В частности, он не использует препараты для подкормки земли, не добавляет микроэлементы в питание животных и т. д. Поэтому иногда его продукция по ряду качеств может уступать обычным товарам.
Ответ на этот вопрос осложняется еще и тем, что сами медики не всегда могут сказать, какой продукт полезен, а какой нет. Одно они могут утверждать однозначно: даже самая лучшая еда будет вредной, если употреблять ее в чрезмерном количестве. С другой стороны, человек, обладающий хорошим здоровьем, иногда может съесть «вредный» продукт (сладости, копчености, гамбургер), и с ним ничего такого не случится.
А если говорить о нормативных документах, определяющих именно критерии полезности, то питание в них не упоминается. Это каждый человек определяет для себя сам.
А что с «натуральной» косметикой?
В настоящее время в РФ отсутствуют законодательные критерии, которые позволяют относить косметические товары к продуктам органического производства. Если вы видите такие обозначения на косметических товарах — кремах, масках, гелях и пр. — это маркетинговый ход. Доверять маркетологам или нет — решение самого потребителя.
Правда, существуют сертификаты органической косметики, выданные негосударственными зарубежными или российскими организациями, осуществляющими надзор за качеством косметических товаров. В таких сертификатах указывается, что в данном товаре отсутствуют синтетические красители, отдушки, парабены, формальдегиды, парафин, вазелин, минеральное масло и т. д.
Но надо помнить, что в законодательстве РФ отсутствуют критерии натуральности продукции, включая косметическую. Поэтому надпись «натуральная» часто является маркетинговым ходом. Обычно на такой продукции пишут, что она произведена из натуральных веществ — растительных вытяжек, экстрактов, масел — и не содержит искусственных и синтетических компонентов. Но кто может гарантировать, что при ее производстве не применялись химические вещества? Ведь законодательных норм для определения натуральности пока еще не придумали.