Уметь устанавливать коммуникацию — важная особенность в жизни каждого человека. Дети с малых лет учатся общаться с людьми, которые их окружают — родителями, другими родственниками, братьями и сестрами, друзьями. От того, как будут складываться эти отношения, зависит качество жизни как ребёнка, так и взрослого человека. Иногда, глядя на детское поведение, уже становится видно, какая область коммуникационной сферы у него является недостаточно развитой и требует корректировки.
Уметь общаться — это не только обмениваться словами и фразами. Речь идет о тесном эмоциональном контакте, в результате которого каждый участник общения испытывает чувства и эмоции. Нарушения в этой сфере могут приводить к нарастанию конфликта, непониманию, ссорам, недоразумениям. Если ребёнка не научить правильно общаться, то, когда он повзрослеет, может остаться в одиночестве. Что в его характере и поведении свидетельствует о том, что ему нужна помощь в области установления контакта с окружающими? Какие привычки в характере и поведении мешают стать хорошим собеседником и другом? Ответы в данной статье.
Ребёнок не умеет договариваться
Эту способность характера видно, когда дети подрастают, начинают находить себе друзей, проводят с ними свободное время, играют в игры или просто общаются. Они часто приходят домой и жалуются родителям на то, что с ними не хотят дружить или они сами не желают находиться в детской компании. Пытаясь помочь ребёнку, взрослые понимают, что причина ссоры — неспособность договариваться, дети не уступили друг другу, поругались и разошлись. Если такая ситуация возникает каждый раз, когда ребёнок пытается провести время со сверстниками, то стоит задуматься над тем, способен ли он слушать и понимать другого, уступать, владеть ситуацией, защищать себя.
Сформировать это умение можно, опираясь на личный пример. Когда ребёнок наблюдает, как мама и папа пытаются решить спорный вопрос сообща, разговаривают спокойным тоном, выслушивают друг друга, предлагают альтернативу, относятся друг к другу с уважением и принятием чужой точки зрения — он обучается вести себя точно также. Тогда, общаясь в группе сверстников, начинает использовать личную дипломатию как способ договариваться с другими детьми.
Привычка обижаться
Как часто ребёнок возвращается с прогулки домой или перестает играть с ребятами в гостях, потому что обиделся на них? Чувство обиды у детей возникает, когда кто-то делает что-либо против их желания и правил. Обидеться — это почувствовать себя жертвой, осознать собственное бессилие, лишить себя общения и страдать. Если ребёнок обижается очень часто, то вскоре эту склонность заметят другие дети и общение между ними может складываться не очень удачно и дружелюбно.
Обижаясь, ребёнок переживает боль, грустит, скучает в одиночестве, однако эта болезненное чувство внутри не позволяет ему подумать над тем, как он может исправить ситуацию. Чаще всего обижаются дети, которые видят такой пример перед глазами дома или являются очень чувствительными и ранимыми. Задача родителей — показать ему неэффективность демонстрации обиды. Взрослые могут дать понять, что, обижаясь, ребёнок лишает себя радости и внимания со стороны друзей, чем делает хуже себе, но не другим.
Ребёнок боится других людей
Одно из нарушений коммуникационной сферы — это страх перед посторонними и незнакомыми людьми. В раннем и дошкольном возрасте сторониться незнакомцев является нормальным, однако до той поры, когда между взрослым и ребёнком будет установлен близкий и дружелюбный контакт.
Если дети переживают подобные страхи в школьном возрасте, то это может говорить о серьезном нарушении коммуникационной сферы и требует помощи психолога. Чем могут помочь родители? Откровенно поговорить с ребёнком, узнать, что именно он испытывает, когда в зоне близкого общения появляются другие люди? Чем, по его фантазиям они для него опасны? Опираясь на детские ответы, можно понять причины подобного страха. Возможно, ребёнок когда-то испугался незнакомца или у него тяжело проходила адаптация к детскому саду и школе, его пытались украсть или он подвергся насилию со стороны другого человека. В таком случае его нужно показать детскому психологу.
Жадность у детей
Чаще всего взрослые сердятся, когда ребёнок жадничает — выносит во двор игрушки или конфеты, однако ни с кем не делится, забирает все себе, пытается отнять вещи у других детей и плачет, если взрослые заставляют его делиться. Причина детской жадности заключаются не во вредности характера.
Обычно жадными вырастают дети, которые в раннем дошкольном возрасте не успели насытиться тем, что принадлежало только им — этому способствует появление в семье второго или третьего ребёнка, отсутствие подарков и игрушек, уговоры родителей делиться сначала с другими, и только потом оставлять себе.
По этой причине у ребёнка не сформированы понятия «мое» и «чужое». Справиться с жадностью можно, если дать ему возможность «напитаться» тем, что будет принадлежать только ему, не вынуждая жертвовать своими вещами ради радости других детей. Одно из правил эффективной коммуникации — у каждого ребёнка должны быть его личные вещи, которыми он, если не хочет, может не делиться. Если родители откажутся от привычки заставлять детей делиться, то потребность жадничать отпадет сама с собой.
Темная сторона лидерских качеств
Дети-лидеры ведут за собой других, придумывают и организовывают игры, составляют правила для всех, руководят, судят. Однако особенность вести за собой других имеет недостатки, такие, как непринятие точки зрения окружающих, неумение слушать другого, отсутствие сопереживания и чувствительности, жесткость, отсутствие психологической гибкости. Часто бывает так, что ребёнок-лидер не имеет близких друзей, а лишь поверхностные связи с детьми, которым с ним интересно.
Помочь ребёнку в этом случае можно, если чаще «отражать» ему то, что с ним происходит — показывать, как он общается и какие ошибки при этом совершает. Через сказкотерапию и игры дети-лидеры могут научиться по-настоящему ценить дружбу, личность человека, духовные качества.
Агрессивное поведение у детей
Привычка кусаться, драться, обзываться, причинять другому физический вред свидетельствует о нарушении в коммуникационной сфере. Если ребёнок не умеет защищать себя по-другому, его следует научить этому — с помощью личного примера и занятий с психологом. Дети, которые очень агрессивны, испытывают трудности при попытках договориться с другими, поэтому в них нужно развивать терпение, участливость, внимательное отношение к товарищам, способность слышать и понимать других людей.