Большинство школ схожи в главном: расписание, стандартный набор занятий во время уроков и после, определенное место и время проведения уроков.
Однако существуют в мире уникальные учебные заведения, которые совершенно не вписываются в стандартное представление о школе.
Что это за удивительные учебные комплексы, и чем они могут удивить, мы расскажем в обзоре на MedAboutMe.
Школа-игра
Информационные технологии рулят в современном мире. С новой интерактивной реальностью успешно знакомят нас всевозможные гаджеты и компьютерные игры.
Дети практически «живут» в иной реальности. Так почему бы не использовать это при обучении? Основатели одной из американских школ придумали, как сделать так, чтобы игра приносила пользу на уроках.
Например, они разработали игру, с помощью которой дети учатся ведению дискуссии, умению задавать правильно уточняющие вопросы, и доказывать свою точку зрения аргументировано. В игре, по примеру древнегреческого философа Сократа, дети выстраивают цепочки доказательств своей правоты и оценивают уровень ответов своих оппонентов.
Здесь вместо обычного урока выполняется миссия и проводится квест, а баллы и титулы заменяют обычные оценки.
За правильный ответ баллы начисляются, а за неумение вести дискуссию или неуважительное отношение к другим учащимся — снимаются.
Участники игры могут делиться своей работой, навыками и знаниями с другими через сети, группы и сообщества.
Школа так и называется — Quest to Learn. Большую поддержку школе оказывает Билл Гейтс.
Что такое игровое обучение?
В Quest to Learn мы определяем игры как тщательно разработанные, ориентированные на учащихся системы, структурированные, интерактивные и захватывающие.
Почему игры?
За последние десять лет ведущие исследователи в области образования обнаружили, что игры позволяют получить самые богатые впечатления от обучения.
Они помогают взаимодействовать с окружающими и познать на практике, что неудача не означает провал, а всего лишь одна из попыток достичь цели.
В отличие от традиционных образовательных систем, «неудача» в игровом обучении становится необходимой и неотъемлемой частью игры. Она создает контекст для мотивации учащихся снова попытаться и добиться успеха.
Опыт, приобретаемый в играх, не похож на кормление с ложечки. Учебный опыт напоминает познавательную игру.
Quest дает детям возможность сотрудничать, критически мыслить и овладевать компетенциями 21-го века, такими как системное и дизайнерское мышление.
Школа-«цифра»
Если оснащением школы занимается компания Microsoft, то не стоит искать в классах бумажные учебники.
Западная Филадельфия прославилась тем, что в ней появилась настоящая «Школа будущего»: без учебников, без мела и привычной доски, с персональными цифровыми шкафчиками и преподаванием предметов с помощью специальных приложений.
Цифровой формат обучения сделал ее невероятно популярной.
Школа-консенсус
Вы хотели бы учиться в школе, где детям можно все: советовать, как составить расписание занятий, самостоятельно решать, какие занятия посетить, а какие пропустить, явиться на урок не в свой класс, а в тот, где занятия интереснее?
Такая школа существует в Канаде.
Классы здесь формируют не по возрасту, по интересам, любые спорные вопросы решаются на общем собрании, а домашние задания вообще не задают.
В чем тогда заключается роль учителя? В том, чтобы не мешать детям познавать мир, и приобретать опыт.
Как учителя добиваются того, что ребёнок хочет получить знания? Они используют «вечный двигатель» — любопытство. И уважают желание детей участвовать в познании мира и его изменении.
Это здорово — быть руководителем такой демократичной школы.
Дети являются центром нашего сообщества. Использование совместного процесса принятия решений на основе консенсуса гарантирует, что каждый учащийся, родитель и сотрудник ALPHA имеет право голоса в решениях, которые им важны.
Мы не просто учим вашего ребёнка не в течение года или двух, а с момента его прибытия и до окончания школы.
Учащиеся ALPHA креативны, интересны и умеют находить решение, которое устроит всех. Мне радостно приходить на работу и проводить свой день в их окружении.
В нашей школе есть традиция. Мы проводим совместные собрания, где дети и сотрудники имеют равные права при обсуждении системы управления школой.
Консенсус достигается тогда, когда в процессе обсуждения учитываются разные точки зрения. Целью является не компромисс, а уточнение предложения, пока каждый не сможет принять решение.
Школа-высотка
Путь к знаниям для учеников всегда непрост, но детям из китайского поселка Гулу, расположенного высоко в горах, приходится особенно трудно.
Путь в школу они преодолевают по узкой тропе шириной всего метр. Чтобы добраться до высокогорной школы, детям приходится пять часов пробираться по отвесным скалам и шатким мостикам над обрывами.
Школа-поплавок
В Бангладеш почти 100 школ в буквальном смысле слова плавают в воде. Так произошло из-за постоянных наводнений в республике.
Плавающая школа-лодка оборудована небольшой библиотекой, минимальным набором мебели, ноутбуком и доступом к всемирной сети.
Эко-школа
Гонконгская школа, признанная самой «зеленой» школой на планете, обходится без серьезных финансовых вложений, но при этом здесь применяются большинство современных технологий:
- создана зеленая крыша;
- работают солнечные батареи и ветряные турбины;
- освещение в школе светодиодное.
Примечательно, что большую часть оборудования создали учащиеся и преподаватели школы самостоятельно.
Школа-путешественница
Вы любите путешествовать и открывать новые места? Тогда учиться стоит в школе, которая каждый семестр переезжает из страны в страну.
Подростки обучаются в THINK Global четыре года и успевают побывать в 12 странах.
Люди учатся с момента рождения: ходить, говорить, взаимодействовать с людьми, изучать себя, — позже учимся читать, писать, дружить, лечить разбитое сердце.
Мы стараемся, чтобы наши школьники учились не сидя за партой и листая учебник, а получали знания в реальной жизни.
В нашей школе все не так, как в обычной. А все потому, что мы не приветствуем, когда ученик в классе учит один предмет и слушает, что говорит один учитель.
У нас учителя всегда вокруг нас. Каждый раз, прибывая в другую страну, мы полностью погружаемся в новый мир. Познаем его изнутри, изучая язык, культуру, общаясь с жителями. Наши классы небольшие, но многонациональные.
У наших детей нет учебников и тетрадей, к которым привыкли все обучающиеся.
Вместо этого у каждого из учеников есть собственные гаджеты для того, чтобы зафиксировать впечатление и выполнить задание.
У каждого ученика есть тьютор, который знакомит детей с тем, что выходит за рамки учебной программы.
Мы считаем, что учитель — это мотор учебного процесса, а ученик, как двигатель, должен выполнять свою работу.
Вряд ли все дети просыпаются утром с мыслью о том, что сегодня они с удовольствием пойдут в школу. Их нужно увлекать и заинтересовывать, а не просто говорить, что нужно хорошо учиться.
И даже если школа находится высоко в горах или в обычной лодке, талантливый учитель придумает новые возможности, найдет интересные и простые объяснения происходящему в окружающем мире.