В группе тревожных расстройств есть обессивно-компульсивное, оно же – невроз навязчивых состояний, симптомы которого связаны с навязчивыми мыслями, побуждающими к обязательным действиям. О таком расстройстве говорят, если его проявления длительные, вызывают повышенную тревожность и страдания. Самые частые навязчивые идеи обессивно-компульсивного расстройства (ОКР): боязнь испачкаться и/или заразиться, опасение преследований, стремление к порядку, чистоте, симметрии, патологическая боязнь причинения ущерба – например, пожара в доме из-за невыключенных приборов.
Варианты навязчивых состояний
Предметы навязчивых мыслей разнообразны: при стремлении к симметрии, к примеру, человек не только расставляет все по линеечке, но хочет, чтобы события совершались по порядку.
В мыслительном процессе могут доминировать страхи болезней, повторение слов и фраз, действий (например, перешагивание трещин на асфальте), интимные фантазии. Любые мысли, которые как будто насильно проникают в сознание, вынуждают человека делать что-либо как будто против воли, иначе резко повышается количество и уровень тревог и страхов, могут стать центром невроза навязчивых состояний.
Самые часто встречающиеся навязчивые действия – проверка потенциально опасных предметов («Выключил ли я плиту?») и мытье рук, умывание.
Навязчивое мытье рук в последний год стало особенно часто встречаться при неврозах навязчивых состояний: симптомы ОКР возникают на фоне мизофобии, а мизофобия, боязнь микробов – одно из последствий коронавирусной пандемии этого года. Результаты исследований говорят о резком росте количества обращений к специалистам по поводу ОКР как следствия посттравматического стрессового расстройства из-за ситуации с COVID-19.
Отличие невроза от привычки
Забыть, выключена ли плита, или мыть руки дольше и чаще обычного в условиях эпидемий, складывать цифры из номеров машин и избегать трещин на асфальте совершенно нормально. Для нас свойственны как рассеянность, так и обоснованные страхи и «ритуалы на счастье». Все это – составляющие работы психики.
Но если развивается невроз навязчивых состояний, симптомы резко обостряются. Проверять плиту приходится по десять раз, мыть руки – до появления трещин и раздражения на коже. Порой все это сопровождается длительным и сложным ритуалом, от которого нельзя отступать: войти в дом, открыв дверь левой рукой, обязательно коснуться тумбочки, сделать два шага вправо и назад. Кажется, что если эти действия – проверки, мытье рук, перепрыгивания через трещины не выполнить, случится что-то плохое. При этом сам человек знает, что плиту он выключил – но не проверить еще раз невозможно.
В итоге страдающему ОКР сложно выйти из дома или заставить себя прикоснуться к чему-либо недостаточно чистому – дверной ручке, продуктам в магазине. Все это усложняет жизнь и изменяет ее качество. Остановить силой воли эти ритуалы и запреты не получается. Вот в таком случае говорят о неврозе навязчивых состояний.
Что надо знать про ОКР?
- Легкие навязчивые состояния достаточно часто встречаются, особенно в детском и подростковом возрасте. Как правило, это часть «мифического мышления», особенности психики детей, часто не требующие никакой коррекции.
- В среднем от невроза навязчивых состояний страдает каждый двадцатый взрослый.
- Группа самого высокого риска по ОКР – молодые люди до 30-35 лет. После этого возраста нередко отмечается самостоятельное угасание невроза навязчивых состояний.
- По медицинской статистике, ОКР становится фактором риска, приводящим к развитию панических атак, тревожных расстройств, депрессивных состояний.
- При самостоятельной попытке выявить проблему ОКР можно спутать с мизофонией, ипохондрией, синдромом Мюнхгаузена или вовсе считать нормальной защитной реакцией и осторожностью. Диагностикой занимается врач-психиатр или психотерапевт.
- Проблемы лечения ОКР часто связаны с поздним обращением к врачу: в среднем от начала развития невроза навязчивых состояний, симптомов расстройства до визита к специалисту проходит около семи лет.
- ОКР поддается лечению, и это надо знать. Используют лекарственные препараты (транквилизаторы, антидепрессанты), методы психотерапии (часто – когнитивно-поведенческого направления, аутогенных тренировок, методов «остановки мысли») или их сочетание.