Новый формат образования: кочевая школа и виртуальный детсад

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Вы знаете, что такое «кочевое образование»? Это когда школа кочует вместе с учениками. На Ямале такой способ организации обучения уже стал брендом.

Развитие информационных технологий помогает обучать детей в привычных для них условиях, не создавая стрессовых ситуаций, когда ребёнок во время учебного года живет в школе-интернате вдали от родителей. Телефонами, планшетами и скайпом маленькие тундровики умеют пользоваться так же, как их городские сверстники.

Даже виртуально встретиться с друзьями в Международный день дружбы можно, если выйти «погулять» в скайпе, где бы ты ни был: в пустыне или в тундре.

Как отправиться в детский сад, не выходя из дома, и как школе успеть за кочующими учениками, рассказываем на MedAboutMe.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Образование и традиции кочевой жизни

Образование и традиции кочевой жизни

Забота международного сообщества о соблюдении права детей на образование в условиях кочевой жизни способствовала запуску международной программы «Education and the Millennium Development Goals». Ее цель — помочь и взрослым, и детям получить образование.

Обратите внимание!

Цели образовательных программ отличаются в разных государствах.

В Африке, арабских странах, Индии с помощью образовательных программ ЮНЕСКО предполагает ликвидировать безграмотность кочевого населения в принципе.

В России всеобуч не требуется. Речь идет о предоставлении полноценного образования, включая дошкольное, для детей малых коренных народов Сибири и Крайнего Севера.

У кочевников в любой части мира нет проблем с которыми сталкиваются родители в мегаполисе. Их не заботят очереди в детский сад и выбор школы для детей.

В пустыне и в тундре нет ни садиков для малышей, ни школ. Вернее, нет тех, которые мы привыкли видеть в городах. Детские сады школы там кочевые.

А вы знали?

Впервые указ об открытии кочевых школ для обучения детей из семей оленеводов был издан в 1910 году по инициативе губернатора Якутии Ивана Крафта.

Комментарий эксперта
Ирина Сидорова, директор департамента образования ЯНАО

(из выступления на научно-практической конференции «Тенденции развития образования»)

Формула «Школа идет вслед за учеником» универсальна, потому что используется и для семей коренных малочисленных народов в арктической зоне, и для тех, кто кочует по жаркой пустыне.

Трудность состоит в том, что сложившуюся в России систему образования сложнее приспособить к непредвиденным условиям жизни кочевников-оленеводов, чем это происходит в обычных условиях.

В первые годы советской власти появились «красные чумы», где были организованы занятия по ликвидации безграмотности взрослых, а для детей организовывались передвижные школы.

Затем появились интернаты, где дети кочевников получали образование и жили всю зиму.

Эта система действует и ныне, но мы внедряем инновационные методы обучения детей дошкольного и школьного возраста с учетом особенностей жизни кочующих народов.

Когда мы создали форму образования, то нашли в действующем федеральном законодательстве основание закрепляющее статус кочевых образовательных учреждений.

В законе допускаются очно-заочная, дистанционная и семейная формы обучения. Мы смогли приблизить образовательные услуги к семьям, ведущим кочевой образ жизни.

2008 год стал переломным моментом: издан республиканский закон о кочевых школах, закрепивший право детей на бесплатное образование. Он гарантирует детям кочевников на доступ к достижениям мировой цивилизации, изучение собственной истории и национальной культуры.

По форме обучение детей в кочевой школы другое, отличающееся от обычной школы, но это не влияет на качество образовательной услуги.

Учебники переработаны с учетом всех современных стандартов. Образовательные учреждения даже в условиях кочевья обеспечены оргтехникой и учебными пособиями по общеобразовательным предметам.

Главное, что дети получают государственный документ об образовании, а кочевые школы стали образовательным брендом Ямала.

У нас есть положительный опыт работы национальной ямальской кочевой школы Анны Неркаги, который мы рекомендуем для ознакомления и применения в условиях по всей стране. Первыми его стали перенимать соседи из Югры.

Успешный опыт работы в кочевых школах Ямала обсуждался на 15-й сессии постоянного форума малых народов мира в Нью-Йорке.

Азбука для маленьких тундровичков

Справка:

Федеральная служба государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу (Ямалстат) сообщает, что среди кочующего населения страны, 60% живут в Ямало-Ненецком автономном округе. Детей из них — 4000.

Кочевая жизнь в тундре отличается от городской, когда сверстники маленьких оленеводов с раннего возраста знакомятся с реалиями современной жизни.

Малышам-тундровичкам неведомы такие понятия как режим дня, общение в группе с другими детьми, работа на результат.

Детство в тундре довольно беззаботное. Ребятишек не обременяют какими-то графиками «отбой-подъем» или обязанностями по хозяйству.

Реалии кочевой жизни таковы, что дети кочуют вместе с семьей и весь распорядок подчинен кочевью, которое происходит в любое время суток.

Посещение детского сада при таком образе жизни весьма проблематично. Никто не будет ежедневно возить ребёнка за многие сотни километров в поселковый детский сад. Особенно трудно делать это из-за климатических условий северных регионов.

Поэтому дошкольники в тундре много лет вообще не получали образования. В семь лет детей отправляли в школу-интернат в ближайший поселок.

Только представьте, какой стресс испытывает малыш, которого вдруг «оторвали» от семьи и поместили в совершенно непривычные для него условия, где он должен:

  • подчиняться правилам одинаковым для всех;
  • выполнять в срок задания;
  • читать и писать на русском языке, который дошколята не знают к началу учебы.

К тому же с родителями дети встречаются только во время каникул.

Взрослые кочуют по тундре. Работа оленевода не позволяет бросить все в отдаленном стойбище и «быстренько смотаться» проведать ребёнка в поселке.

Как же совместить кочевую жизнь и подготовку малышей к школе? Оригинально выход предлагают в г. Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ).

В роли помощников воспитателей выступают старшеклассники.

Комментарий эксперта
Елена Перминова, педагог школы-интерната, психолог

В нашем интернате для обучающихся из семей кочевников организован учебно-консультационный пункт «Тундровичок». Это вызвано необходимостью подготовки дошкольников началу обучения в условиях стойбищ.

Для этой работы мы привлекаем девочек-старшеклассниц. Они знакомятся с национальным творчеством малочисленных северных народов, изучают пословицы и сказки, осваивают навыки работы с пальчиковым кукольным театром.

Во время каникул юные тьюторы пробуют учить младших братьев и сестер: читают сказки, учат с малышами алфавит, разговорный русский язык.

Результат такой работы виден, когда дошкольники приезжают учиться. Дети легче адаптируются в новых условиях, знают, как вести себя и владеют элементарными навыками поведения в социуме.

Кочевая школа VS интернат

Кочевая школа VS интернат

Сложившаяся с первых лет советской власти система обучения детей кочевников прочно закрепилась в жизни северных и сибирских кочевых народов.

Логично, что дети съезжаются к учителю, чтобы учиться, а не наоборот.

Однако вместе с тем развивается другой формат получения образования, когда учитель кочует вместе с семьями.

Насколько это целесообразно? Как может образование успеть за оленеводами? Ведь кочевники не будут подстраиваться под школьное расписание.

Комментарий эксперта
Александра Терехина, антрополог

Мы с коллегами участвовали в очень интересном этнографическом проекте «Настоящие люди».

В рамках этого проекта мы жили в семье ненцев-оленеводов полный годовой цикл кочевания.

Наша цель заключалась в исследовании культуры коренных жителей тундры. Помимо этого, я решила организовать кочевой детский сад.

Вернее, только группу из нескольких детей, параллельно проводя работу по подготовке малышей к школе.

Нам интересно было изучить вопрос о том, как встраивается процесс обучения в жизнь семей оленеводов.

Самая активная работа по обучению ребятишек пришлась на летний период, когда в некотором отдалении друг от друга собираются несколько семей и мы могли проводить занятия для всех.

Мне было интересно определить, в какое время дня и как удобнее проводить занятия: разово или разбивать занятие на несколько частей.

Это важно для дальнейшей работы, потому что ни одна классическая схема не работает в условиях кочевой жизни. Нужно обязательно учитывать расписание дня взрослых.

И, естественно, нам не хотелось быть обузой для семьи. Мы старались посильно участвовать в хозяйственной жизни и помогать хозяевам.

Почему так остро обсуждается вопрос о кочевой школе?

Потому что сложившаяся система образования не в полной мере учитывает этнокультурные особенности детей из числа малочисленных народов.

Самая главная проблема — поздний старт. Ребёнок не прошел курс дошкольного обучения и сразу поступает в школу-интернат.

Зачастую он не знает русского языка, а все обучение проходит на русском.

«Тундровичок» находится не в равной позиции со своими поселковыми сверстниками, начинается отставание, дети замыкаются, навыки общения не развиваются.

Как раз на устранение этих проблем направлена работа кочевых детских садов и школ.

Работа кочующей школы направлена на устранение пробелов в интернатном образовании. Например, в интернат дети часто приезжают в конце сентября, а уезжают в конце апреля. Воспрепятствовать этому невозможно, потому что потом доставить детей родителям, кочующим в тундре, не получится.

Занятия в сезонной кочевой школе помогут пройти всю образовательную программу непосредственно на стойбище, куда приезжают учителя.

Очень важно включить родителей в процесс подготовительного обучения детей к школе. Ни одну кочевую школу нельзя организовать без запроса со стороны родителей.

Как только возникает социальный заказ, сразу же организуется кочевая школа.

Скайп-садик для детей с особыми потребностями

Информационные технологии добрались на арктические просторы. Ученые-антропологи из Санкт-Петербурга отмечали, что как в поселках, так и в отдаленных стойбищах детей трудно отвлечь от планшетов.

Снижение интереса к чтению характерно не только для городских детей. И в чумах, и в городских квартирах дети с большим удовольствием смотрят мультфильмы, нежели читают.

Однако несомненная польза от инновационных технологий есть. Доступность интернета в тундре позволила организовать виртуальный детский сад для детей с особенностями развития.

Трудности жизни в тундре, удаленность семей от райцентров, где есть специалисты по работе с особыми детками, подтолкнули к идее создания виртуальных детских садов и ясель, чтобы помочь мамам особенных детей.

Консультации в скайпе проводят специалисты. Они же анализируют динамику развития малышей с нарушениями речи и слуха, подбирают индивидуальные программы для коррекционных занятий с детьми.

Задачи кочевого образования — не только помочь малышам-северянам получить образование в полном объёме, не отрывая их от привычной жизни.

Важно, чтобы в условиях всеобщей глобализации, дети могли сохранить свою национальную самобытность, не забыть традиционную культуру и родной язык.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 30.07.2019 11:25, обновлено 17.04.2020 18:07
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Education and MDG 2000 – Education and the Millennium Development Goals // UNESCO 2000
Закон ЯНАО от 31. 01 2000г. № 6-ЗАО (ред. от 26.06.2012) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»
Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Саха (Якутия) // М.: Совет Федерации Федерального собрания РФ 2012
Закон Республики Саха (Якутия) «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» // Ассоциация КМНС ТС(Я). 2008
Кочевые образовательные учреждения Республики Саха (Якутия). Материалы к совещанию по вопросам реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)». // Кочевые образовательные учреждения 2011
Кочевые школы: ограничения или возможности? / А.Н. Терехина. // ЭО 2017 №2
На каком языке говорят настоящие эвенки? Дискуссии вокруг кочевого детского сада / Мамонтова Н.А. // Этнографическое обозрение 2013 №2
Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов Севера Республики Саха (Якутия). Якутск: CMYK-master. / Роббек В.А. // Кочевые школы – синтез двух цивилизаций 2007

Читайте также

Школа приемных родителей
Предварительная подготовка усыновителей чрезвычайно важна. Она имеет решающее значение для создания полноценной семьи, правильного воспитания детей.
Школа: как помочь адаптации
Поступление в школу – очень важное событие в жизни ребенка. Сейчас малышу как никогда нужна поддержка близких, чтобы справится со стрессом и укрепиться в новом статусе.
Школа: что делать, если ребенок не хочет
Что делать, если ребенок не хочет идти в школу или энтузиазм первых дней в школе сменился разочарованием?
Школа: первый раз в первый класс
Вам и вашему ребенку предстоит очень важный шаг в новую жизнь? Тогда пригодятся наши советы о том, как облегчить довольно сложный переход из дошкольного возраста.
Обучение детей в зарубежных языковых школах
В чем преимущество обучения детей и подростков в зарубежных языковых школах?
Малокомплектная школа: плюсы и минусы
Нужно ли сохранять малокомплектные школы? MedAboutMe исследует плюсы и минусы маленьких сельских школ.