Вы знаете, что такое «кочевое образование»? Это когда школа кочует вместе с учениками. На Ямале такой способ организации обучения уже стал брендом.
Развитие информационных технологий помогает обучать детей в привычных для них условиях, не создавая стрессовых ситуаций, когда ребёнок во время учебного года живет в школе-интернате вдали от родителей. Телефонами, планшетами и скайпом маленькие тундровики умеют пользоваться так же, как их городские сверстники.
Даже виртуально встретиться с друзьями в Международный день дружбы можно, если выйти «погулять» в скайпе, где бы ты ни был: в пустыне или в тундре.
Как отправиться в детский сад, не выходя из дома, и как школе успеть за кочующими учениками, рассказываем на MedAboutMe.
Образование и традиции кочевой жизни
Забота международного сообщества о соблюдении права детей на образование в условиях кочевой жизни способствовала запуску международной программы «Education and the Millennium Development Goals». Ее цель — помочь и взрослым, и детям получить образование.
Цели образовательных программ отличаются в разных государствах.
В Африке, арабских странах, Индии с помощью образовательных программ ЮНЕСКО предполагает ликвидировать безграмотность кочевого населения в принципе.
В России всеобуч не требуется. Речь идет о предоставлении полноценного образования, включая дошкольное, для детей малых коренных народов Сибири и Крайнего Севера.
У кочевников в любой части мира нет проблем с которыми сталкиваются родители в мегаполисе. Их не заботят очереди в детский сад и выбор школы для детей.
В пустыне и в тундре нет ни садиков для малышей, ни школ. Вернее, нет тех, которые мы привыкли видеть в городах. Детские сады школы там кочевые.
Впервые указ об открытии кочевых школ для обучения детей из семей оленеводов был издан в 1910 году по инициативе губернатора Якутии Ивана Крафта.
(из выступления на научно-практической конференции «Тенденции развития образования»)
Формула «Школа идет вслед за учеником» универсальна, потому что используется и для семей коренных малочисленных народов в арктической зоне, и для тех, кто кочует по жаркой пустыне.
Трудность состоит в том, что сложившуюся в России систему образования сложнее приспособить к непредвиденным условиям жизни кочевников-оленеводов, чем это происходит в обычных условиях.
В первые годы советской власти появились «красные чумы», где были организованы занятия по ликвидации безграмотности взрослых, а для детей организовывались передвижные школы.
Затем появились интернаты, где дети кочевников получали образование и жили всю зиму.
Эта система действует и ныне, но мы внедряем инновационные методы обучения детей дошкольного и школьного возраста с учетом особенностей жизни кочующих народов.
Когда мы создали форму образования, то нашли в действующем федеральном законодательстве основание закрепляющее статус кочевых образовательных учреждений.
В законе допускаются очно-заочная, дистанционная и семейная формы обучения. Мы смогли приблизить образовательные услуги к семьям, ведущим кочевой образ жизни.
2008 год стал переломным моментом: издан республиканский закон о кочевых школах, закрепивший право детей на бесплатное образование. Он гарантирует детям кочевников на доступ к достижениям мировой цивилизации, изучение собственной истории и национальной культуры.
По форме обучение детей в кочевой школы другое, отличающееся от обычной школы, но это не влияет на качество образовательной услуги.
Учебники переработаны с учетом всех современных стандартов. Образовательные учреждения даже в условиях кочевья обеспечены оргтехникой и учебными пособиями по общеобразовательным предметам.
Главное, что дети получают государственный документ об образовании, а кочевые школы стали образовательным брендом Ямала.
У нас есть положительный опыт работы национальной ямальской кочевой школы Анны Неркаги, который мы рекомендуем для ознакомления и применения в условиях по всей стране. Первыми его стали перенимать соседи из Югры.
Успешный опыт работы в кочевых школах Ямала обсуждался на 15-й сессии постоянного форума малых народов мира в Нью-Йорке.
Азбука для маленьких тундровичков
Федеральная служба государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу (Ямалстат) сообщает, что среди кочующего населения страны, 60% живут в Ямало-Ненецком автономном округе. Детей из них — 4000.
Кочевая жизнь в тундре отличается от городской, когда сверстники маленьких оленеводов с раннего возраста знакомятся с реалиями современной жизни.
Малышам-тундровичкам неведомы такие понятия как режим дня, общение в группе с другими детьми, работа на результат.
Детство в тундре довольно беззаботное. Ребятишек не обременяют какими-то графиками «отбой-подъем» или обязанностями по хозяйству.
Реалии кочевой жизни таковы, что дети кочуют вместе с семьей и весь распорядок подчинен кочевью, которое происходит в любое время суток.
Посещение детского сада при таком образе жизни весьма проблематично. Никто не будет ежедневно возить ребёнка за многие сотни километров в поселковый детский сад. Особенно трудно делать это из-за климатических условий северных регионов.
Поэтому дошкольники в тундре много лет вообще не получали образования. В семь лет детей отправляли в школу-интернат в ближайший поселок.
Только представьте, какой стресс испытывает малыш, которого вдруг «оторвали» от семьи и поместили в совершенно непривычные для него условия, где он должен:
- подчиняться правилам одинаковым для всех;
- выполнять в срок задания;
- читать и писать на русском языке, который дошколята не знают к началу учебы.
К тому же с родителями дети встречаются только во время каникул.
Взрослые кочуют по тундре. Работа оленевода не позволяет бросить все в отдаленном стойбище и «быстренько смотаться» проведать ребёнка в поселке.
Как же совместить кочевую жизнь и подготовку малышей к школе? Оригинально выход предлагают в г. Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ).
В роли помощников воспитателей выступают старшеклассники.
В нашем интернате для обучающихся из семей кочевников организован учебно-консультационный пункт «Тундровичок». Это вызвано необходимостью подготовки дошкольников началу обучения в условиях стойбищ.
Для этой работы мы привлекаем девочек-старшеклассниц. Они знакомятся с национальным творчеством малочисленных северных народов, изучают пословицы и сказки, осваивают навыки работы с пальчиковым кукольным театром.
Во время каникул юные тьюторы пробуют учить младших братьев и сестер: читают сказки, учат с малышами алфавит, разговорный русский язык.
Результат такой работы виден, когда дошкольники приезжают учиться. Дети легче адаптируются в новых условиях, знают, как вести себя и владеют элементарными навыками поведения в социуме.
Кочевая школа VS интернат
Сложившаяся с первых лет советской власти система обучения детей кочевников прочно закрепилась в жизни северных и сибирских кочевых народов.
Логично, что дети съезжаются к учителю, чтобы учиться, а не наоборот.
Однако вместе с тем развивается другой формат получения образования, когда учитель кочует вместе с семьями.
Насколько это целесообразно? Как может образование успеть за оленеводами? Ведь кочевники не будут подстраиваться под школьное расписание.
Мы с коллегами участвовали в очень интересном этнографическом проекте «Настоящие люди».
В рамках этого проекта мы жили в семье ненцев-оленеводов полный годовой цикл кочевания.
Наша цель заключалась в исследовании культуры коренных жителей тундры. Помимо этого, я решила организовать кочевой детский сад.
Вернее, только группу из нескольких детей, параллельно проводя работу по подготовке малышей к школе.
Нам интересно было изучить вопрос о том, как встраивается процесс обучения в жизнь семей оленеводов.
Самая активная работа по обучению ребятишек пришлась на летний период, когда в некотором отдалении друг от друга собираются несколько семей и мы могли проводить занятия для всех.
Мне было интересно определить, в какое время дня и как удобнее проводить занятия: разово или разбивать занятие на несколько частей.
Это важно для дальнейшей работы, потому что ни одна классическая схема не работает в условиях кочевой жизни. Нужно обязательно учитывать расписание дня взрослых.
И, естественно, нам не хотелось быть обузой для семьи. Мы старались посильно участвовать в хозяйственной жизни и помогать хозяевам.
Почему так остро обсуждается вопрос о кочевой школе?
Потому что сложившаяся система образования не в полной мере учитывает этнокультурные особенности детей из числа малочисленных народов.
Самая главная проблема — поздний старт. Ребёнок не прошел курс дошкольного обучения и сразу поступает в школу-интернат.
Зачастую он не знает русского языка, а все обучение проходит на русском.
«Тундровичок» находится не в равной позиции со своими поселковыми сверстниками, начинается отставание, дети замыкаются, навыки общения не развиваются.
Как раз на устранение этих проблем направлена работа кочевых детских садов и школ.
Работа кочующей школы направлена на устранение пробелов в интернатном образовании. Например, в интернат дети часто приезжают в конце сентября, а уезжают в конце апреля. Воспрепятствовать этому невозможно, потому что потом доставить детей родителям, кочующим в тундре, не получится.
Занятия в сезонной кочевой школе помогут пройти всю образовательную программу непосредственно на стойбище, куда приезжают учителя.
Очень важно включить родителей в процесс подготовительного обучения детей к школе. Ни одну кочевую школу нельзя организовать без запроса со стороны родителей.
Как только возникает социальный заказ, сразу же организуется кочевая школа.
Скайп-садик для детей с особыми потребностями
Информационные технологии добрались на арктические просторы. Ученые-антропологи из Санкт-Петербурга отмечали, что как в поселках, так и в отдаленных стойбищах детей трудно отвлечь от планшетов.
Снижение интереса к чтению характерно не только для городских детей. И в чумах, и в городских квартирах дети с большим удовольствием смотрят мультфильмы, нежели читают.
Однако несомненная польза от инновационных технологий есть. Доступность интернета в тундре позволила организовать виртуальный детский сад для детей с особенностями развития.
Трудности жизни в тундре, удаленность семей от райцентров, где есть специалисты по работе с особыми детками, подтолкнули к идее создания виртуальных детских садов и ясель, чтобы помочь мамам особенных детей.
Консультации в скайпе проводят специалисты. Они же анализируют динамику развития малышей с нарушениями речи и слуха, подбирают индивидуальные программы для коррекционных занятий с детьми.
Задачи кочевого образования — не только помочь малышам-северянам получить образование в полном объёме, не отрывая их от привычной жизни.
Важно, чтобы в условиях всеобщей глобализации, дети могли сохранить свою национальную самобытность, не забыть традиционную культуру и родной язык.