Когда ваш ребёнок произносит своё первое слово, — это волшебный момент, но он происходит в разное время для разных детей. Вы можете беспокоиться, если ваш малыш имеет небольшой словарный запас, если его произношение неправильное, или если он не складывает слова вместе в короткие фразы. Знайте, что дети развиваются в своем собственном темпе, и есть целый ряд того, что считается «правильным» с точки зрения развития речи.
Пятая часть детей начинает говорить позже, чем их сверстники, а учёные Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, которые провели обследование в обычном детском саду, выявили задержку речевого развития у 35% детей 2-3 лет. Но несмотря на распространённость и частое мнение, что дети перерастают свои проблемы, если речевое развитие ребёнка отстаёт от нормы, не надо ждать чуда: в такой ситуации может помочь логопед. Рассказываем, как понять, нужен ли вам этот специалист.
Что такое логопедия?
Логопедия — это форма терапевтического вмешательства, которой руководит специалист: логопед или логопед-дефектолог. Он может работать в различных местах, в том числе в детских дошкольных учреждениях, школах или медицинских учреждениях, а также в поликлиниках, частных центрах или приходить к вам на дом.
Дети в возрасте до 3 лет могут получать так называемую речевую терапию раннего вмешательства по направлению от педиатра, невролога (чаще всего) или иных специалистов. Начиная с детсадовского возраста ребёнок может быть включён в систему дошкольного образования с логопедическими занятиями в детском саду или в муниципальном центре — для тех, кто не посещает садики.
Существует также множество вариантов частных занятий с детьми, у которых есть нарушения речи. В таких случаях позаботьтесь, чтобы сторонний независимый специалист оценивал прогресс вашего ребёнка.
Диагноз задержки речевого развития, по данным ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, является частью распространённой патологии: задержки психического развития детей. В структуре психических заболеваний у детей данная задержка развития составляет 8-10%.
Кому требуется логопед?
Детям может потребоваться логопед, если у них есть расстройство речи, языка или даже питания — например, проблемы с глотанием.
- Нарушения речи связаны с произношением. 3 Например, дети могут с трудом произносить буквы «р» или «л» или заикаться, когда говорят.
- Речевые расстройства связаны с трудностями в общении. У детей могут возникнуть трудности с обработкой языка или его когнитивным формированием. 4 Речевые расстройства могут сопровождаться расстройствами обучения, такими как аутизм. 5
- У детей, нуждающихся в логопедической помощи при нарушениях питания, часто возникают проблемы с глотанием. Они также могут испытывать трудности с жеванием или отказываться от твердой пищи.
Признаки того, что ребенку нужен логопед
- Большинство детей начинают лепетать в возрасте до 1 года, и они должны реагировать на своё имя.
- В возрасте от 1 до 2 лет дети будут выполнять простые команды («дай», «принеси») и указывать на части тела, когда их об этом просят. Они должны учить и вводить в свой словарь новое слово примерно каждую неделю. 1 При этом слово всё еще может состоять из одного слога — главное, чтобы ребёнок регулярно использовал его с определённым смыслом.
- К 2 годам дети начинают говорить фразами из двух слов и произносить от 50 до 100 слов. 1 Помните, что 2 года — это верхняя планка нормы, и если ребёнок после двух не говорит «мама, идём», «собака бежит», обсудите это с педиатром.
- Плохое произношение, заикание или проблемы с обучаемостью также могут быть признаками того, что вашему ребенку требуется логопед.
- Если малыш перестает говорить или регрессирует в речи, также следует обратиться к его лечащему врачу. Отказ от еды или сокращение потребления жидкости или твёрдой пищи является срочным признаком того, что ребёнку требуется обследование и коррекция состояния.
Как найти хорошего логопеда?
Обратитесь к педиатру, если у вас есть опасения по поводу развития речи ребёнка. Врачи смогут направить вас к логопеду или связать с программами, финансируемыми государством или из федерального бюджета, если сочтут, что логопедия в данном случае необходима.
Если ребёнок ходит в детский сад — смело обращайтесь с вопросами к воспитателю и заведующей. Есть варианты занятий с логопедом в дошкольных учреждениях, перевода в логопедическую группу или в специальный садик, где дети получают интенсивную терапию.
Если же вы рассматриваете вариант самостоятельного поиска специалиста или частных занятий, придется провести исследование — спросить у мам детей постарше, обращались ли они к логопеду, посетить местный муниципальный центр помощи населению, проверить отзывы в интернете. Не списывайте со счетов участковых педиатров и неврологов — часто именно к ним стекается информация об инфраструктуре частных детских специалистов в вашем районе.
Чего ожидать от занятий с логопедом?
Как правило, занятия с логопедом длятся около 30 минут и могут проводиться еженедельно или чаще, в зависимости от рекомендаций специалиста и серьезности задержки речи или необходимости в коррекции произношения. Методы и упражнения зависят от потребностей ребёнка и конкретного подхода логопеда.
«Для маленьких детей в возрасте 5 лет и младше логопедическое занятие — это терапия, основанная на игре», — говорит Стефани Ричардсон, логопед из Brooks Rehabilitation. — «В это время мы работаем вместе с конкретными игрушками и манипуляторами, чтобы смоделировать двигательные навыки мышц, управляющих произношением, и/или вызвать потребность в говорении».
Нацеленная языковая практика, которая проводится во время занятий у логопеда, предназначена для переноса в ситуации реальной жизни: в идеале дети естественным образом должны начать использовать эти навыки дома и вне его.
Однако обязательное условие занятий с логопедом — это не только регулярность посещений, но и выполнение домашних заданий. Как нельзя ждать быстрых успехов от тренировки в спортзале дважды в неделю по полчаса, так и не получится увидеть прогресс при логопедических упражнениях, если ребёнок делает их только в кабинете специалиста. И, в отличие от тренировок мышц у взрослых, ждать тут нельзя: развитие идёт вперед, и речь должна успевать за остальными процессами, чтобы не вызвать более неприятных и трудно корригируемых отклонений.
Поэтому с ребёнком нужно будет выполнять домашние задания логопеда каждый день. К счастью, они обычно проводятся в игровой форме и не требуют более получаса. Кроме того, многие упражнения на укрепление мышц речевого аппарата можно проводить между делом, так, что ребёнок и не заметит тренировку. О таких комплексах читайте в статье «Исправляем речь ребёнка: лучшие упражнения от логопеда!».
Использованы фотоматериалы Unsplash