Многие взрослые отмечают, что современным детям практически не знакомо понятие «жизнь с ключом на шее». Современные родители вовлечены в жизнь ребёнка гораздо больше, чем 20-30 лет назад. Контроль за безопасностью школьников и дошкольников многократно усилен, некоторых отводят домой няни или гувернантки. В некоторых странах детям до определенного возраста запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых. Родительская гиперопека проявляется по-разному, в том числе, и в желании, чтобы ребёнок находился всегда при деле — в кружке или секции.
Насколько самостоятельны современные дети?
Сегодня кажется невероятным, что 20-30 лет назад дети могли гулять по улицам без сопровождения взрослых. Они играли в подвижные игры, залезали на крыши гаражей, гуляли на пустырях или заброшенных стройках. Дети и подростки 21 века предпочитают виртуальное общение реальному и проводят на дополнительных занятиях практически все свободное время.
Общество требует от родителей все большей вовлеченности в жизнь ребёнка. Если раньше мать или отец могли появляться на родительском собрании не чаще 2 раз в год, то сегодня нередко матери оставляют работу, чтобы отправиться во «второй декретный отпуск» и уделить внимание обучению ребёнка в первом классе. При этом необходимость обеспечивать необходимый уровень жизни семьи никуда не исчезает.
Школа предъявляет высокие требования к подготовке детей. Поэтому они вынуждены посещать подготовительные занятия уже за 1-2 года до поступления в первый класс. К сожалению, некоторые родители, заботясь о всестороннем развитии ребёнка, забывают о необходимости практических навыков реальной жизни. Кроме того, родительские представления о самостоятельности часто не совпадают с представлениями ребёнка.
Особенности детства сегодня
Говоря о современном детстве, многие психологи и педагоги приходят к неутешительным выводам: школьники и дошкольники сегодня гораздо менее энергичны и менее социально активны. Многие из них не умеют общаться со сверстниками и самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Кроме того, отмечается существенное замедление речевого развития и отсутствие графических навыков у достаточно большого процента младших школьников.
Серьезное беспокойство специалистов вызывает и нежелание школьников учиться. Особенно ярко это проявляется у подростков. Детство современного ребёнка более тревожно — не только из-за возросшего количества реальных опасностей в виде террористических актов в школах или автокатастроф, но и из-за отсутствия атмосферы взаимного доверия со взрослыми или сверстниками. Часто ребёнок растет в атмосфере незащищенности и беспомощности и испытывает эмоциональные проблемы.
Тревожность взрослых передается и ребёнку. Они так же напуганы огромным количеством новостей о дорожно-транспортных происшествиях, терроризме и маньяках. Неумение отделять надуманные опасности от реальных приводит к чрезмерной родительской опеке, которая может продолжаться вплоть до совершеннолетия или дольше.
Взрослые в России напуганы многочисленными случаями безответсвенности и халатности работников детских садов, школьных педагогов или воспитателей в оздоровительных лагерях. А в некоторых европейских странах малышей и младших школьников стремятся ограждать от получения вредной и «политически некорректной» информации. В результате чрезмерной опеки ребёнок лишается возможности приобрести полезный опыт и постепенно теряет инициативность.
Забота о душевном и физическом здоровье ребёнка — относительно новое явление, характерное для жителей крупных городов. В среднем, в городских семьях растет один или два, реже — три ребёнка, которые должны получить необходимое питание, медицинской обслуживание, одежду и образование. Корни чрезмерной родительской опеки находятся в том числе в стремлении дать ребёнку все самое лучшее. Поэтому многие семьи стремятся к максимальному присутствию в жизни ребёнка как можно дольше.
Для поколения юных россиян или европейцев детство «с ключом на шее», без специальных приборов родительского контроля, кажется невероятным. Взрослые в Европе склонны беречь ребёнка от психологических травм и «неподобающего» общения. И вместе с этим он лишается многих полезных навыков.
Как родители могут помочь детям стать самостоятельными?
Общество и современная система воспитания предъявляют к развитию ребёнка взаимоисключающие требования. С одной стороны, он должен расти гармоничной и независимой личностью, с другой стороны, взрослым необходимо посвящать ему каждую свободную минуту и всесторонне развивать его. Часто достичь «идеала» физически невозможно.
Во многих случаях большое количество дополнительных занятий продиктовано стремлением матерей и отцов знать, что ребёнок в безопасности. Но это может привести к тому, что развитый школьник или дошкольник лишается любознательности и не имеет представления о практических навыках — помощи по дому или приготовлении пищи. Существуют даже специальные кружки, где подростки и молодые люди учатся варить суп и вкручивать лампочки.
Для развития и поощрения самостоятельности, взрослым необходимо привлекать ребёнка к выполнению некоторых домашних дел. Во многих случаях сделать это мешает спешка. У ребёнка не всегда сразу получается сделать что-то надлежащим образом, поэтому взрослые считают, что проще сделать самим, чем исправлять его работу.
Даже у самых маленьких должно быть личное пространство, где могут находиться их игрушки и одежда. Детская одежда должна быть простой в обращении и содержать как можно меньше дополнительных застежек. Обувь лучше подбирать на липучках.
Следует организовать малышу и место для самостоятельных гигиенических процедур. Это может быть специальная подставка или стул, позволяющие дотянуться до крана и раковины. Паста, мыло и зубная щетка должны располагаться так, чтобы ребёнок мог их достать. В целом, все предметы — кровать, игрушки и книги должны находиться в пределах его досягаемости.
Взрослым следует знакомить ребёнка с окружающим миром и подсказывать, как поступить в той или иной ситуации. Он должен знать, как общаться с воспитателем или учителем, переходить дорогу или расплачиваться в магазине. Обучение ребёнка практическим навыкам способствует развитию самостоятельности и общению не только с матерью, отцом и другими членами семьи, но и с другими взрослыми и сверстниками.