Многим взрослым, в том числе, и по собственному детству, наверняка, знакома картина: мама, бабушка или вся семья сразу уговаривают «съесть ложечку за папу и за маму». А ребёнок не хочет есть, потому что он уже наелся или еда ему не нравится. Многие родители сталкиваются с этой проблемой сразу, как только дети начинают есть с общего стола. Для них нежелание есть может обернуться настоящей трагедией — им кажется, что ребёнок обязательно будет много болеть. На самом деле дети понимают, сколько им нужно съесть на самом деле. Плохой аппетит редко исправляется попытками накормить насильно.
Ребёнок и его отношение к еде
До определенного возраста самой главной едой для ребёнка остается молоко матери или молочная смесь. Позже он узнает, что существуют и другие продукты питания, например, каши или детские пюре. Так формируются привычки, которые повлияют на его пищевое поведение в будущем.
Некоторые родители неосознанно прививают детям негативные пищевые привычки, доставшиеся им « в наследство» от собственной семьи. Во времена их детства бабушки и дедушки — представители поколения, прошедшего через непростые испытания, войну и постоянную нехватку продуктов, — считали признаком здоровья умеренную упитанность. А худоба считалась признаком болезненности, и такого ребёнка все жалели.
Взрослые считали, что съедать всю порцию до конца, даже если не хочется — обязательное условие здоровья и хорошего самочувствия. Насильственные методы применялись не только в семьях, но и в дошкольных учреждениях. Вкусовые пристрастия ребёнка не учитывались. И сегодня многие родители жалуются, что дети не любят многие полезные продукты питания или предпочитают только сладости.
Так же, как и взрослые, дети имеют право не любить овсяную кашу или брокколи. Попытки насильственно накормить их нелюбимыми продуктами питания не приведут к успеху. Дети только сильнее возненавидят творог, молоко или котлеты. Возможно, нелюбовь к этой еде сохранится на всю жизнь. Насильственное кормление может привести к нарушению пищевого поведения, заболеваниям желудочно-кишечного тракта и ожирению.
Причины нежелания есть: нелюбимые продукты питания и пищевое поведение
Для многих родителей, бабушек и дедушек желание накормить детей большим количеством вкусной еды — одно из проявлений любви. Поэтому им становится обидно, когда малыш отказывается есть приготовленное. Они начинают упрекать его в неблагодарности и отсутствие уважения к усилиям старших.
Причины, по которым дети любят одни блюда и не любят другие, установить сложно. Вполне возможно, что вкусовые рецепторы реагируют на них определенным образом, формируя неприязнь или симпатию к продукту. Но вполне возможно, что взрослые мешают формированию правильных пищевых привычек у детей, заставляя их есть то или иное блюдо.
Среди основных причин нежелания есть можно выделить следующие:
- низкую потребность в еде. Дети- «малоежки» действительно существуют. Они совершенно здоровы, просто им требуется меньше еды в силу их физиологических особенностей. Они едят достаточно маленькими порциями, и при этом сохраняют активность в течение дня;
- желание получить родительское внимание. Дети могут отказываться от еды, если чувствуют, что родители не обращают на них внимания или не выполняют определенные просьбы;
- слишком напряженная атмосфера за столом. Если родители ссорятся, ругают детей за плохое поведение за столом или за нежелание есть, то у малыша возникнет стойкая ассоциация, что потребление пищи связано со скандалами и ссорами;
- привычка к развлечениям во время еды. Мультфильмы, сказки, представления, которые дети наблюдают во время еды не способствуют формированию правильного пищевого поведения. При том, что это удобно для некоторых родителей, телевизор — не лучший способ вызвать у детей интерес к еде;
- нелюбовь к некоторым продуктам. Дети достаточно консервативны в еде, но не во всяком меню есть знакомые продукты. Находясь в гостях или в поездке они могут отказаться от тех продуктов, которые им незнакомы или недостаточно вкусно приготовлены.
Чтобы понять причину детского отказа от еды, родителям следует прислушаться к желаниям детей и поработать над атмосферой в семье. Агрессивное навязывание еды приводит к расстройствам пищевого поведения и проблемам с лишним весом. Среди последствий неправильного пищевого поведения — неспособность понять, когда хочется есть, а когда нет, трудности с определением собственных желаний и потребностей, стремление есть те вредные продукты, которые запрещали в детстве.
Дети находят «свои» блюда постепенно. Чем внимательнее взрослые будут к их особенностям и потребностям, тем правильнее будет их пищевое поведение.
Как сформировать правильные пищевые привычки у ребёнка?
Правильное пищевое поведение формируется у детей тогда, когда в родительской семье питаются полезно и разнообразно. Если семья привыкла есть у телевизора, то такая же привычка сформируется и у детей. Если у детей и взрослых есть возможность собираться за ужином, то это будет способствовать развитию правильного пищевого поведения.
Не случайно в некоторых кафе и ресторанах есть специальные «детские» порции. Они намного меньше «взрослых». Поэтому и дома следует накладывать детям меньше еды. Если им этого достаточно, то нет смысла заставлять съесть больше «потому что так надо».
Выбор продуктов должен быть разнообразным. Можно предложить детям две альтернативы — макароны или картошку, говядину или курицу. Тогда они будут знать, что у них есть выбор, и что еда не навязывается взрослыми.
Лучше не ограничивать выбор «вредного», как делают некоторые родители. Они напрасно боятся, что дети будут есть только чипсы и конфеты. Запрет или дозированное употребление придаст «вредной» еде дополнительную привлекательность. Когда в один момент дети «дорвутся» до запретного, интерес к нездоровой еде возрастет. А при отсутствии запретов она будет всего лишь одной из разновидностей еды и не вызовет повышенного интереса.
При разнообразном питании и большом выборе продуктов дети сумеют правильно сориентироваться и выбрать еду по вкусу. Неправильное пищевое поведение формируется не потому что какие-то продукты «правильные» или «неправильные». На его формирование во многом влияет стиль воспитания и общая психологическая атмосфера семьи.