Как вести себя на собеседовании — быть искренним или уходить от неудобных вопросов? Каким должно быть общение с работодателем — свободным или сдержанным? Выбрать правильную тактику поможет MedAbоutMe.
Правила общения: ответы по существу
Собеседование при приеме на работу некоторые сравнивают с путешествием по минному полю. И не безосновательно — один неверный ответ в процессе общения с работодателем может перечеркнуть и впечатляющее резюме, и тестовое задание, выполненное на «отлично».
Сказали лишнее, недооценили собственные заслуги или попали в коварно расставленную ловушку? Как избежать подобных неприятностей и какие правила общения соблюдать на собеседовании, чтобы получить желаемую работу?
Как правило, в начале беседы работодатель предлагает кандидату рассказать о себе. На первый взгляд это совершенно безобидный вопрос. Однако не все так просто — здесь есть второе и даже третье дно. Помимо того, что таким образом менеджер по подбору персонала дает человеку возможность расслабиться и почувствовать себя увереннее, он еще и пытается выяснить жизненные приоритеты соискателя вакансии (как правило, в первую очередь люди говорят именно о самых значимых для них вещах и фактах), а также оценивает способность концентрировать внимание на главной задаче, не отвлекаясь на детали.
Ошибка тестируемого человека заключается в том, что он начинает свой рассказ с воспоминаний о бенефисах на корпоративных вечеринках, делая акцент на личной жизни, или говорит о второстепенных персонажах — бывших коллегах и друзьях. Все это приводит к тому, что собственный профессионализм и карьерные достижения остаются на заднем плане.
Для такого случая есть определенные правила общения. В первую очередь нужно рассказать о прошлом, то есть собственных профессиональных успехах и опыте работы. Потом перейти к настоящему — почему человек хочет получить именно эту профессию, и чем он может быть полезен компании? Ну и о будущем — о планах и результатах, которых этот кандидат несомненно достигнет, если его возьмут на работу.
Подготовка перед собеседованием
Способность к безукоризненному выполнению рабочих заданий не является гарантией приема на работу. Собираясь проходить собеседование, человек должен иметь представление не только о специфике работы данной компании, но и об экономических событиях во всем регионе. В противном случае общение с менеджером может не принести желаемого результата — кандидат не отвечает на первый же теоретический вопрос и оставляет о себе впечатление недалекого и лишенного амбиций человека.
В чем ошибка? Студенческие хитрости, шитые белыми нитками, в таком деле не проходят. В процессе делового общения нельзя отделываться общими фразами или на скорую руку сочинять подходящую историю в качестве ответа на конкретный вопрос о деятельности компании, в которой человек собирается работать. Признаваться, что впервые узнали о ней из описания резюме — тоже не самая хорошая идея.
Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, желательно перед собеседованием поискать в Интернете информацию о компании, изучить ее корпоративный сайт и почитать новости.
Деловое общение и искренние эмоции
Громкое название компании не должно быть единственным или даже главным аргументом при выборе места работы. Хорошая зарплата, престижная должность, которую не стыдно указать на визитной карточке, расположение офиса в шаговой доступности от места проживания (или, как минимум, удобный маршрут), разные бонусы, входящие в соцпакет, делают работу желанной и повышают мотивацию к борьбе за нее с остальными соискателями.
Как это ни парадоксально, но деловое общение при собеседовании может закончиться не так, как хотелось, из-за чрезмерной искренности кандидата на должность. Безусловно, собеседующий менеджер чисто по-человечески способен разделить с человеком меркантильную радость по поводу хорошей зарплаты или удобного графика, который позволяет, например, вовремя забирать ребёнка из детского сада. Но только ценность кандидата, как будущего сотрудника, такие искренние проявления эмоций вряд ли повысят. Кстати так же, как и чрезмерный восторг от будущей работы. Дело в том, что работодатель должен видеть, что человек выбрал эту вакансию осознанно, предварительно взвесив все «за» и «против», а не поддавшись эмоциям и детским мечтам.
Собственные амбиции, желание осваивать новые горизонты и реализовывать грандиозные идеи — вот на что следует делать упор в процессе общения с работодателем. Не нужно бояться побыть некоторое время Гермионой Грейнджер. Заодно станет понятно, приветствуется ли в компании инициатива, а также готово ли руководство вкладываться в развитие и обучение сотрудников?
Общение без инициативы
Менеджеры, на счету которых не одна сотня проведенных собеседований, признаются, что на его результат часто влияет готовность кандидата, вернее, его неготовность «вести игру в одни ворота». Если деловое общение лишено инициативы со стороны соискателя — это тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что человеку либо не нравится эта работа, либо он чувствует себя неуверенно. А это ставит под сомнение его профессиональную пригодность.
В чем ошибка? Отстраненный взгляд и флегматичные ответы больше похожи на интервью уставшей знаменитости, чем на общение с работодателем. Не нужно бояться переспрашивать, уточнять и даже шутить (в меру). Такое поведение не нарушает правила общения — это совершенно нормально даже во время собеседования перед приемом на серьезную должность.
Можно предварительно заготовить несколько вопросов, а потом по возможности задать их менеджеру. Лучше, если это будет касаться неформальных правил компании (как правило, о формальных менеджер расскажет сам). Таким образом можно проявить интерес к деталям из жизни организации, что должно произвести положительное впечатление на работодателя.
Яркий макияж и неправильное впечатление
Некоторые женщины тратят перед собеседованием несколько часов, чтобы произвести правильное впечатление. Причем абсолютно не важно, о чем идет речь — о штатной должности или фрилансе, офисной или удаленной работе, солидной компании с давно устоявшимися традициями или молодой, развивающейся.
Только вот слишком вычурный наряд, подчеркнутая небрежность или отдельные детали, демонстрирующие богатство внутреннего мира, не в состоянии поднять имидж соискателя работы. Напротив, это снижает уровень профессионализма кандидата в глазах работодателя.
Беспроигрышный дресс-код для собеседования — это классика. Спокойные тона, аккуратная прическа и неброский макияж произведут более приятное впечатление и помогут завоевать расположение.