Когда-то дети могли свободно перемещаться по улицам городов. Они могли ходить в школу без сопровождения взрослых, могли разогревать обед и самостоятельно делать уроки. Сегодня требования к детской безопасности существенно ужесточились — в некоторых странах родителей ждет уголовное наказание за оставление ребёнка без присмотра до определенного возраста. Совсем маленькие дети находятся в группе риска, поскольку навыки самостоятельного времяпрепровождения у них еще не сформированы. Но в некоторых случаях ребёнок остается дома один, поскольку у матерей нет другого выхода.
Проблема самостоятельного пребывания детей дома
Даже когда ребёнок совсем маленький, перед семьей встает вопрос — с кем его оставить? Родители хотят провести время друг с другом или выйти на работу. Совсем маленьких детей поручают заботам бабушек, нянь или других взрослых. Малыши, посещающие детский сад, нередко вынуждены оставаться дома из-за болезни. Да и младшим школьникам все еще требуется присмотр взрослых.
Еще не так давно вопрос детской самостоятельности не подвергался сомнению. Ходить в школу с ключом на шее было вполне обычным явлением. Родители были заняты работой и приходили домой поздно. Сегодня взрослые работают не меньше, и даже больше. Но нередко в объявлениях о поиске няни или гувернантки можно встретить возраст детей 9-11 лет и обязанности в виде встречи по дороге из школы и сопровождения на дополнительные занятия.
Невозможно представить, чтобы после школы ребёнок оставался у соседей, поскольку жители крупных городов живут разобщенно, и состав жильцов многоквартирных домов постоянно меняется. Даже дети старшего возраста не в состоянии осуществлять полноценный присмотр за дошкольниками, поскольку не готовы к достаточной самостоятельности. Кроме того, способность оставаться в одиночестве зависит от характера и темперамента ребёнка. Одни спокойно реагируют на уход мамы в 3-5 лет, другие отличаются повышенной тревожностью, и не готовы оставаться без взрослых даже в 10.
Когда родителям можно оставлять детей дома одних?
Однозначного ответа на вопрос о том, когда следует давать ребёнку больше самостоятельности, не существует. Советы родителям от специалистов по детскому развитию включают возраст 4-6 лет, но многие считают, что это слишком рано. Многие взрослые, которых в дошкольном возрасте оставляли одних, не хотят оставлять собственного ребёнка без присмотра в течение достаточно длительного времени. Известны случаи, когда мать или бабушка сопровождают подростков вплоть до окончания школы.
Когда ребёнок совсем маленький, он не может долго оставаться без матери. Но в каждой семье своя ситуация, и с определенного момента мать все же вынуждена выходить на работу. В этом случае можно постепенно тренировать малыша с помощью непродолжительных выходов из дома, оставляя его со взрослыми — отцом, бабушкой или няней.
Ребёнок более старшего возраста — 4-5 лет способен обходиться без матери в течение длительного времени, посещая детский сад. Но некоторые вопросы он пока не в состоянии решить, например, справиться с нештатной ситуацией дома или соблюсти правила техники безопасности. Однако, некоторые дошкольники умеют готовить несложные блюда и самостоятельно разогревать обед.
Советы родителям от специалистов по детской психологии не рекомендуют матери отлучаться внезапно и надолго. В будущем это может стать причиной психологической травмы не только у ребёнка, но и у матери. Часто когда ребёнок остается один в первый раз, матери испытывают постоянное нервное напряжение и считают, что с ним может случиться что-то страшное. Поэтому следует подготовить ребёнка к самостоятельному нахождению дома без взрослых постепенно и знакомить его с техникой безопасности в доступной для детского понимания форме.
Советы родителям по развитию детской самостоятельности
Самостоятельность для ребёнка дошкольного возраста — это возможность расширить границы познания мира, например, воспользоваться косметикой мамы или заглянуть в ящик с интересными предметами. Нередко дошкольники устраивают дома беспорядок и не спешат его убирать. В этом случае не следует критиковать их — исследование шкафов быстро надоедает, если в них не появляется ничего интересного. Оставшиеся в одиночестве подростки могут проявлять интерес к атрибутам взрослого мира — алкогольным напиткам и сигаретам.
В списке советов родителям встречается и необходимость возвращаться домой до того момента, когда ребёнку дошкольного возраста пора спать. Многие малыши бояться засыпать в одиночестве, и присутствие мамы рядом является их базовой потребностью. Самостоятельное пребывание ребёнка дома должно включать в себя серьезные ограничения, среди которых на первом месте стоит запрет открывать дверь незнакомым людям.
Привычка не разговаривать с неизвестными — один из самых необходимых навыков для малышей и взрослых. Маленький ребёнок еще не обладает достаточной информацией об окружающем мире и может не знать, что у взрослых могут быть не самые добрые намерения. Поэтому незнакомцам не следует сообщать, что мама ушла или что никого из взрослых нет дома.
У ребёнка, остающегося в одиночестве, должны быть под рукой все необходимые номера телефонов — матери, отца, бабушки, других взрослых, а также экстренных служб. Необходимо держать закрытыми широкие окна, а форточки оснастить специальными блокирующими устройствами. И, разумеется, один из самых строгих запретов касается пользования электрическими приборами.
Лучше подготовлен к самостоятельной жизни ребёнок, который умеет занимать себя сам и не обладает повышенной тревожностью. Малыши, которые придерживаются режима, с большей вероятностью могут оставаться дома одни на непродолжительное время. Если у дошкольника есть определенные обязанности и ему можно доверить несложную работу по дому, то уровень его самостоятельности более высокий.
Приучение ребёнка к нахождению дома без взрослых не должно быть слишком резким и внезапным и происходить в соответствии с его темпераментом и особенностями психики. Если он достаточно уверен в себе и способен к самостоятельной работе, то мать сможет постепенно привыкнуть к тому, что он вполне может обходиться без взрослых в течение нескольких часов.