Основные психологические проблемы, с которыми сталкиваются родители первоклассников, связаны с адаптацией ребёнка к новому режиму и условиям. У каждого ребёнка процесс адаптации проходит по-разному и кто-то быстро привыкает ходить в школу, а кто-то долгое время испытывает дискомфорт от пребывания на уроках.
Нарушения адаптации ребёнка в школе
Основные психологические проблемы, связанные с адаптацией, являются общими для большинства детей. Наиболее сложно выполнять новые правила гиперактивным детям, которые не всегда могут выстроить правильные отношения между собой и учителем. Также проблемы могут возникать и у детей с повышенной утомляемостью.
Нарушения адаптации у первоклассников могут проявляться следующие образом:
- Враждебность или активный протест. Характерны нарушения дисциплины, агрессивное взаимодействие с одноклассниками, в результате чего ребёнок становится отвергнутым.
- Пассивность или избегание. Ребёнок проявляет равнодушие, без энтузиазма выполняет требования учителя, в основном находится в подавленном настроении.
- Тревожность и неуверенность. Первоклассник, у которого может вызвать выраженное смущение даже доброжелательное замечание учителя. Он боится отвечать у доски, на переменах держится рядом с другими детьми, но не контактирует с ними.
Многое зависит от учителя, который формирует эмоциональную атмосферу в классе и учитывает особенности каждого ребёнка. Однако основную роль в успешной адаптации играет внутрисемейная атмосфера и воспитание.
Родителям первоклассников
Основные психологические проблемы адаптации к школьному режиму легко предотвратить, если заранее формировать у ребёнка адекватную самооценку, приучить к правильному режиму дня, включающему отдых и полноценное питание. Вера в собственные силы и способность справиться с ленью тоже имеют большое значение и могут быть сформированы родителями еще до первого класса. Положительное влияние окажут и адаптационные занятия, на которых ребёнок может заранее начать привыкать к школе.
Родителям первоклассников не рекомендуется пренебрегать достижениями ребёнка и акцентировать внимание на его неудачах, особенно в сравнении с успехами других детей. Жесткий контроль также не поможет лучше адаптироваться к новым условиям, в которые ребёнок попадает в школе. Терпение, внимание и необходимое поощрение помогут ребёнку обрести уверенность в собственных силах и быстрее адаптироваться к школе, в то время как чрезмерная диктатура выработает стойкую неприязнь к урокам.