Можно много говорить о воспитании детей близнецов, но обсудить можно далеко не все насущные вопросы одномоментно, потому как эта тема особая и очень глобальная.
Важным моментом в процессе воспитания детей является моральное разделение близнецов, и для этого нужно применять множество различных приемов. Что же стоит делать, чтобы воспитать каждого из детей целостной и яркой личностью?
Как же разделить «неделимое» — близнецов?
Воспитание детей близнецов — это особая наука. В семьях, где растут братья с сестрами разного возраста, можно найти поводы для сближения детей эмоционально, чтобы обеспечить покой и комфорт. В отношении близнецов это не подойдет. Дети всегда и везде рядом, психологическое равновесие будет требовать разделения их пары, в которой малыши порой слишком сильно привязаны друг к дружке изначально. Самой основной трудностью в паре близнецов является возможность расти и развиваться, проживая жизнь двумя разными людьми, а не двумя частями единого целого.
Известно, что новорожденному младенцу для осознания факта, что он с мамой не является единым целым, нужно несколько месяцев жизни. И только потом он начинает потихоньку отделять себя от мамы как личность. Каково же близнецам, которые постоянно наблюдают перед собой свою копию, полного двойника. Они постоянно видят полное отражение себя самого с теми же проблемами и интересами. Этот второй всегда рядом, является постоянным партнером в играх, всегда переживает все важные моменты вместе, все делает почти также.
Сложности детей
Таким детям сложнее всего научиться жить не вместе и быть братьями-сестрами, научиться отличать самого себя от второго малыша, отделять себя как личность от брата-сестры. Крайне тяжело для детей постоянно встречать свое «отражение» — у них обоих одинаковые нужды в жизни, схожие эмоциональные проявления. Каждый ребёнок, чтобы расти полноценной личностью, отправляется на самостоятельное завоевание свободы и мира. Но у близнецов всегда есть удобная и полностью понимающая вторая личность.
Близнецы могут начать строить свой мир на двоих, защищая его от внешнего и окружающего, общаясь большей частью между собой. При этом у детей может возникать нехватка социальных контактов с другими детьми и родителями — это в дальнейшем переходит в трудности общения и нарушения в речевых функциях.
Одним из феноменов близнецов является криптофазия — формирование особого языка, который позволяет им общаться между собой, что приводит к формированию их тесного сообщества и замкнутости на себе самих. Дети чудесно общаются между собой на основе обрывков слов или деформированных фраз, и это может повлечь у них отставание в речевом развитии и сложностях в общении с другими детьми. Они их просто не понимают, предпочитая в общении брата-сестру, который всегда ловит с полуслова. Если родители вовремя этого не отметят — на исправление речи обоих детей могут уйти в дальнейшем годы.
Что должны знать родители?
Есть еще один признак, который указывает на сложность в отделении себя от второго близнеца — если родители спросят, как кого зовут, им сложно будет сразу ответить по отдельности на данный вопрос. Они могут путать свои имена, когда к ним обращаются, отвечают сразу на оба имени, реагируют на составное сокращенное слово или обобщения «девочки», «мальчики» или «дети».
Обычные дети начинают активно реагировать на свое имя примерно с полугода, а произносят его вполне активно уже ближе к двум годам. Близнецы начинают узнавать себя по именам по отдельности ближе к двум годам, а произносят свои имена уже примерно в три года. Им сложнее справляться и с личностными местоимениями по типу «я» и «ты», они могут длительно пользоваться словом «мы» вместо использования в отношении себя «я». И вполне естественно, что такие трудности будут обостряться, если родители будут говорить о них во множественном числе, и обращаться сразу к обоим детям. Так происходит в жизни очень часто, родители всегда должны помнить о данной проблеме.
Особенности воспитания детей: эмоции и чувства
Проблемы личностной путаницы могут проявляться также и на уровне чувств и волеизъявлений детей, выражения их мыслей, так как в периоде раннего детства их слова с эмоциональным подтекстом занимали значительный объём словаря. В плане владения языком близнецы приближаются к уровню других детей только к периоду в шесть-семь лет. При этом сильно будут влиять на воспитание детей их навыки и условия проживания, количество занятий с ними со стороны родителей. Если же близнецы предоставлены сами себе и воспитанию детей уделяется немного времени, их языковые познания существенно отстают от сверстников. Родителям важно помнить о подобной специфике и делать все для развития у детей речи, так как она активно участвует в развитии дальнейших мыслительных процессов во всех уровнях знаний.
Слова, которые даже не сказаны вслух, могут существенно помогать в познании мира и его оценке, они будут являться строительным материалом для мыслей. У близнецов, которые определенное время еще не могут отдифференцировать себя от собрата, могут повышаться риски серьезных психологических нарушений, что может существенно повлиять в дальнейшем на интеллектуальные их способности.
Проблемы в отношениях
Иногда родители сталкиваются с проблемой агрессии одного из близнецов по отношению к другому, капризности и истерик одного из детей. Обычно при расспросе родителей выясняется — дети ходят в одну группу садика, играют в одной песочнице, у одного из них появляются друзья или он показывает большие успехи в развитии. Тогда у второго близнеца возникает банальная ревность и зависть, всеми силами малыш пытается привлечь к себе внимание собрата, он психологически не может отделиться от своего двойника и проявляет подобное поведение. Помочь в таких ситуациях сможет появление у второго своих друзей и индивидуальные занятия с целью проявления своих успехов. Это поможет уменьшить ревностные чувства и обособить свое «я» от более успешного собрата.