Отношения между людьми в любом коллективе, в том числе в детском, по неписанным законам социума строятся по принципу иерархии. Практически все дети, даже в самых благополучных классах, имеют свои социальные роли. Насколько они позитивные и комфортные для ребёнка? И что могут сделать взрослые, чтобы обеспечить благополучное пребывание своих детей в коллективе?
Формирование отношений в детских коллективах
В любом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть общительные и активные, а есть скромные и застенчивые. Одни стремятся занять первые позиции в коллективе, а других вполне устраивает второй план. Но так или иначе, каждому ребёнку в классе обязательно отводится своя социальная роль.
В некоторых случаях она зависит от характера и воспитания детей, а иногда ярлыки присваиваются в результате единичных ситуаций и избавиться от них бывает очень сложно. Если коллектив определил роль для отдельного ребёнка, то и поведение от него ожидается соответствующее, более того, его к нему подталкивают. Однако, зачастую, самому ребёнку выгодна определенная позиция, даже если она на первый взгляд и не кажется самой лучшей. Кстати, и престижная роль может оказаться не самой комфортной. Каковы же плюсы и минусы каждого типа отношений и в чем состоит задача родителей?
Дети — любимцы
С любимцами хотят дружить все — как мальчики, так и девочки. Они с рождения обладают коммуникативными способностями — не обижают других, но и себя обижать не позволяют, имеют авторитет, но не пытаются подчинить себе остальных детей. Они любимы, уважаемы, с ними приятно общаться. Часто таких детей большинством голосов выдвигают старостами класса.
Положительные стороны такой позиции в том, что у любимчиков практически со всем коллективом складываются хорошие отношения. Поэтому в школу они ходят с желанием, им нравится сама возможность формирования отношений с одноклассниками.
Опасность в том, что желание оставаться постоянно позитивным для всех, в будущем может отразиться на личной жизни. Из опасения разочаровать других, в будущем приводит к отказу от того, что может быть по-настоящему дорого человеку.
Чем могут помочь такому ребёнку родители? Прежде всего объяснить, что в отдельных случаях стоит поступать так, как хочется, даже если подобные действия могут вызвать недовольство окружающих. Невозможно постоянно быть хорошим и удобным для всех.
Тихони: дети, имеющие богатый внутренний мир
К этой категории принадлежат дети с богатым внутренним миром, являющиеся по своей натуре интровертами. Им не требуется общественное признание и подтверждение их значимости. Они не ищут общения, не строят отношений, отличаются самостоятельностью, отлично выполняют письменные работы, однако не приветствуют публичных выступлений. В классе особой активностью не отличаются по той причине, что это не представляет для них интереса. Порой им недостает уверенности в собственных силах.
В чем преимущества тихони? Им не обязательно взаимодействовать с окружающим миром. Однако, при этом, есть возможность сосредоточиться на тех вещах, которые интересны им по-настоящему.
Опасность такого поведения состоит в замкнутости и неумении в будущем строить полноценные отношения с окружающими. Родители должны помочь ребёнку стать активнее и научить выгодно использовать свои сильные черты характера. Крайне важно, чтобы у тихони был хороший друг: в таком случае он не будет ощущать себя несчастным и одиноким.
Неприятие как основа отношений изгоев
Очень часто формирование отношений у детей, кардинально отличающихся от ровесников чертами характера, особенностями внешнего вида или привычками поведения имеет определенные сложности. Они становятся в коллективе белыми воронами, то есть изгоями. В отдельных случаях причинами этого могут стать религиозность или низкий материальный уровень родителей. Одноклассники дают им обидные прозвища и не берут в свою компанию. Плюс этой позиции в том, что ребёнок имеет право не считаться с общественным мнением и в любой ситуации поступать так, как ему хочется. Это воспитывает индивидуальность. Недостаток в том, что за ним закрепляется обидный ярлык, в результате чего, ребёнок может вырасти забитым и трусливым. Взрослые должны постараться убедить его в том, что быть особенным — это хорошо, и найти способ помочь ему повысить свою самооценку.
Негативное влияние роли хулигана
Хулиган — это отрицательный герой, хотя он тоже способен занимать позицию лидера. Ребёнок хочет привлечь к себе внимание, а поскольку формирование отношений на позитивной основе — это не его конек, то делает это при помощи хулиганских выходок. Ровесники идут за таким лидером в зависимости от сложившейся ситуации. Проблема, между прочим, произрастает из семьи: отрицательному лидеру не достает внимания в собственной семье, причем в большинстве случаев его даже не пытаются наказать за проступки. По этой причине он не осознает, что причиняет зло людям.
Выгода этой роли в том, что дети получают желанное внимание. Они упорно доказывают учителям, ровесникам и, прежде всего, себе то, что тоже являются личностью.
Но проблема в том, что асоциальная основа отношений в обществе может войти в привычку. Хулигану не составляет труда причинить страдания другому человеку.
Родители должны в корне перестроить систему воспитания. Основа отношений с ребёнком должна строиться на поощрении хороших поступков и наказании хулиганских выходок. Кроме того, родители должны всегда интересоваться его успехами и делами, но только делать это искренне, а не ради галочки.
Построение отношений лидера
Лидерами в коллективе становятся дети, имеющие ярко выраженные организаторские способности. Это сильные личности, умеющие брать на себя ответственность за общие дела. Лидера не всегда любят, но его слушаются, боятся и уважают. Лидером способен стать кто угодно — будь то отличник либо отъявленный хулиган. Важно то, что этот ребёнок способен увлечь других собственными идеями и без особых усилий оказать влияние на мнение большего числа ровесников. Правда, этим детям иногда приходится несладко — всегда находятся завистники, которые будут портить отношения лидера с другими.
Плюс лидерства в том, что ребёнок регулярно получает подтверждение в признании, а это хороший посыл для дальнейших достижений.
А минус — невозможность проигрыша, иначе его свергнут с пьедестала. Для лидера такая ситуация слишком болезненная, поэтому он всегда находится в напряжении. Взрослые в такой ситуации должны убедить ребёнка в том, что поддержка важна от нескольких настоящих товарищей, а не от всего класса.
Особенности поведения подлиз: чем могут помочь родители?
Подлиза не против быть лидером, но ему не хватает для этого ни сил, ни личных качеств. Поэтому предпочитает другую основу отношений — держаться поближе к лидеру. Подлиза труслив, он боится быть обиженным, поэтому и ведет себя подобным образом. Такие дети могут абсолютно искренне восхищаться ярким и харизматичным лидером. Однако часто из опасения потерять удобную позицию поступают вопреки собственному мнению.
Такая позиция хороша тем, что всегда имеется защита, а еще возможно погреться в лучах славы признанного лидера.
Бесспорно, гибкость в отношениях, а также умение подстраиваться под собеседника являются полезными качествами для общения. Но плохо то, что ребёнок не имеет собственного мнения. Помимо того, существует риск, что маленький подхалим и во взрослой жизни станет добиваться поставленных целей не действиями, а лестью и ложью.
Родители должны учить ребёнка быть ответственным и доказывать, что он сам личность, без «крутой» поддержки.
Какие бы сложности не возникали в отношениях, ребёнку очень важно чувствовать родительскую поддержку. Необходимо помочь ему принять тот факт, что все люди разные, между ними часто возникает недопонимание, и невозможно нравиться всем одновременно. Главное — не бояться отстаивать свою позицию и уметь находить компромиссы.