Почему ребёнок такой, какой он есть? Чтобы дать ответ на этот вопрос, порой бывает достаточно проанализировать отношения между членами семьи, в которой он растет. Ведь именно они играют главную роль в формировании личности малыша и его отношений с окружающим миром.
Отношения в семье: формирование личности
Воспитывая своих детей, родители часто беспокоятся о том, что они чего-то недодают им. Однако поставить перед собой цель дать ребёнку абсолютно все — это заведомо проиграть, потому как такое просто невозможно. Учеба в элитных школах, занятия во всевозможных секциях, дорогие вещи и гаджеты — все это, конечно, неплохо. Только вряд ли это заменит то, в чем дети нуждаются больше всего — родительское внимание. Хотя оно тоже не обязательно должно быть постоянным. Внимание может быть дозированным, но сосредоточенным на каких-то определенных вещах, например, совместной деятельности, в процессе которой мама или папа чему-то учат маленького человечка, формируют его взгляды, проявляют интерес к его внутреннему миру.
Можно сколько угодно гулять с ребёнком в парке или смотреть с ним телевизор, но если при этом не интересоваться мировоззрением малыша и тем, что он думает, эти совместные занятия не принесут никакой пользы. Человек, находящийся рядом с ребёнком, не важно, кто это — мама, папа, бабушка с дедушкой, согласившаяся посидеть с ним соседка, учительница или кто-то еще — неосознанно способствуют формированию у малыша модели поведения по отношению к разным вещам.
Мальчик все свое детство видит отца, который в сложных жизненных ситуациях прячется за жену, заставляет ее принимать важные решения и решать возникающие проблемы. Стоит ли удивляться тому, что во взрослой жизни он тоже начинает вести себя подобным образом? А девочка, которая наблюдает такую же картину в отношениях своих родителей, с большой вероятностью примерит в будущем на себя образ своей матери и будет стараться доминировать в отношениях с мужчинами, то есть проявлять властность и покровительство.
Еще тревожнее ситуация в семьях, в которых детям приходится видеть насилие и жестокость. Подобные привычки поведения членов своей семьи они повторяют в процессе игры, «тренируясь» на куклах и плюшевых медведях А впоследствии эту неправильную модель поведения вчерашний ребёнок может внести в отношения со своим партнером.
Формирование характера ребёнка: привычки из детства
По словам детских психологов, некоторые родители совершенно не знают своих детей. Правда, мамы и папы как раз уверяют всех в том, что знают все о своем ребёнке. К сожалению, родители заблуждаются. Почему-то они не принимают во внимание тот факт, что даже маленький ребёнок, попадая в общество других людей, меняет свои привычки поведения, то есть ведет себя не так, как дома.
Как правило, в первый большой коллектив, с которым нужно взаимодействовать, ребёнок попадает в детском саду. Именно в это время начинают раскрываться многие качества еще не до конца сформированной личности, о которых родители могут пока не знать. Желание новых ощущений, склонность к предательству, трусость, отношение к дружбе, высокомерие, преданность — все эти черты характера формируются у ребёнка с самого детства.
Родителям иногда не помешало бы вспомнить о своем детстве. Ведь у них тоже были определенные взгляды, и они тоже в то время судили об окружающих по их поступкам и привычкам поведения. Только общаясь с ребёнком и демонстрируя искреннюю заинтересованность его внутренним миром, можно найти ключ к душе малыша. Как говорил английский писатель Бенджамин Дизраэли: «Говорите с человеком о нем, и он будет слушать вас часами».
Дети и родители: правила общения
Лучше узнать своего ребёнка и помочь ему наладить отношения с окружающим миром помогут советы психолога:
- Общайтесь с детьми
Спрашивайте об их переживаниях, узнавайте о чем думают дети, что у них на душе. Только нужно правильно задавать вопросы. Например, на вопрос: «Что нового в школе?» можно получить ответ: «Ничего», а на: «Как дела?» — «Нормально». Недостаточно исчерпывающе, не правда ли? Поэтому лучше спросить, что чувствовал ребёнок, находясь в школе, беспокоился ли он по какому-то поводу, и если да, то что стало причиной его беспокойства? Когда, с кем и на каком уроке он чувствовал себя уверенно, и с чем это было связано?
- Проверяйте социальные сети своих детей
Жизнь современных детей очень часто бывает отражена в социальных сетях. Там о них можно узнать практически все — с кем дружат, какую музыку слушают, чем занимаются, к кому испытывают симпатию и еще много чего. Старайтесь быть в курсе интересов своих детей, но ни в коем случае не высмеивайте и не критикуйте их интересы и предпочтения.
- Рассказывать детям о себе
Расскажите им о своем детстве, каким образом приходилось преодолевать разного рода трудности. Демонстрируйте собственный положительный пример. Дети должны знать, как жили их родители, когда были в таком же возрасте, какие совершали ошибки и как решали возникающие проблемы. Разумеется, если у взрослых слишком богатый и разносторонний опыт, то о некоторых моментах своей жизни, возможно, говорить не стоит.
- Проявляйте интерес к друзьям своего ребёнка
У родителей в обязательном порядке должны быть номера телефонов друзей своего ребёнка и их родителей. Не забывайте следить за их страницами в соцсетях. Это поможет держать руку на пульсе и иметь представление о людях, окружающих их ребёнка.
- Разговаривайте с детьми о вреде курения, алкоголя и наркотиков
Рассказывайте, почему такие привычки называют вредными, и к чему может привести увлечение сигаретами, алкогольными напитками или наркотиками. Объясните что вред от этих веществ для здоровья не проявится сразу, а вот на текущую и будущую жизнь как самого ребёнка, так и членов его семьи негативное влияние обязательно окажет.
Подростковый возраст — самое время поговорить с ребёнком об особенностях интимных отношений. Необязательно знакомить их с премудростями Камасутры, а вот о последствиях незащищенного полового акта рассказать стоит. Поверьте, воспитание улицы и знания, полученные от сверстников, вряд ли принесут пользу ребёнку. Поэтому расскажите все сами.