Психология — наука постоянно развивающаяся, время от времени появляются новые направления, изучают многочисленные связи между различными объектами. Пенитенциарная психология относится к юридическому направлению и изучает аспекты, помогающие наиболее эффективно решать проблемы заключённых.
Пенитенциарная психология
Этот раздел помогает решить непростую задачу: определяет обоснованные меры по ресоциализации осужденных и их реабилитацию. Важно то, какие превентивные меры применяют к заключенным, как воздействуют, при этом специалисты анализируют эффективность того или иного метода. Задача эта сложная и многоплановая, история данного раздела насчитывает уже более 100 лет, но появляются новые возможности, используют иные методы, а сам предмет пенитенциарной психологии многократно расширялся.
Существует три ракурса, в которых рассматривают наказание с точки зрения науки:
- наказание за совершённое преступление;
- исправление преступников;
- предотвращение преступлений, то есть их профилактика.
Задача психолога в том, чтобы человек не замкнулся. Не остался один на один со своей проблемой. Очень важно донести до него важность искупления неправомерного поступка. Часто церковь приходит на помощь, рассказы о покаянии и смирении не только важны, но и эффективны. То, каким индивид выйдет после окончания срока, во многом зависит от него самого, но часть ответственности лежит и на тех, кто его окружает. Именно поэтому стоит учитывать и поощрять тягу к обучению, чтению, когда человек пытается овладеть дополнительной профессией. Развитие личности, формирование отношений в коллективе и по отношению к семье, стремление не отрываться от социума — важные аспекты в процессе исправления.
Этапы работы с осуждёнными
Существуют определенные шаги, благодаря которым специалист способен вернуть человека в социум, не дать окунуться в безысходность и помочь стать полноценным гражданином. Для этого необходимы следующие действия:
- диагностика личности, выявление особенностей каждого из осужденных; определение дефектов в правовой социализации личности;
- выявление дефектов в психическом состоянии, наличие пограничных состояний, иных расстройств психики;
- психологическая коррекция осуждённых, разработка индивидуальных программ, призванных поэтапно их реабилитировать;
- проведение курсов психотерапии, меры направлены на осуждённых, имеющих психопатические проявления, нервозность;
- разработка иных форм и принципов исполнения наказания, внедрение новых моделей, которые предоставляют возможности для личностного роста индивида, где бы он ни находился;
- выявление и восстановление связей, как социальных, так и личных, родственных;
- активизация и выработка положительных ценностных ориентаций, поведенческих норм, готовности к изменению и адекватному поведению, в том числе после освобождения.
Результативным может быть только процесс реабилитации, в котором связанными являются несколько ступеней в системе. Должны быть задействованы силы и средства в общегосударственном масштабе, в том числе и правовое воспитание. Антирецедивный эффект будет достигнут только при условии соблюдения этих правил и мер профилактики преступлений.
Важно создавать условия, при которых осуждённые не пожелают вновь совершить неправомерное деяние, или затруднить реализацию таких планов. Немаловажным считают наличие хобби, увлечений, стремление к творчеству и самообразованию. Активное участие в мероприятиях и конкурсах, в самодеятельности, благотворно сказывается на общем самочувствии и психологическом климате в коллективе.